PDF версия
HTML версия
Реквием Албазинскому «сидению»
Андрей Черкасов,
руководитель Албазинской археологической экспедиции,
ученый секретарь Фонда «Петропавловск»
Торжественная церемония перезахоронения защитников Албазина с участием амурских казаков
В первых числах сентября 2015 года, в селе Албазино Амурской области состоялось торжественное перезахоронение останков защитников Албазинского острога. На территорию крепости, где проходило перезахоронение, пришли жители села Албазино, казаки Амурского казачьего войска, военнослужащие-пограничники, представители власти. В церемонии прощания приняли участие губернатор Амурской области Александр Козлов, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, первый заместитель министра культуры России Владимир Аристархов, представитель Законодательного собрания Амурской области в Совете Федерации России Юрий Кушнарь, учредитель Фонда «Петропавловск» и инициатор Албазинской экспедиции Павел Масловский и другие лица.
Выступая на траурной церемонии, атаман Амурских казаков Андрей Стрельцов отметил, что события, прошедшие здесь более трехсот лет назад, способствовали встрече всех, здесь, на этой земле. Новое поколение казаков, помнит и гордится подвигом наших пращуров, благодаря которым земли Приамурья вошли в состав Российского государства. Сегодня проводится не только обряд перезахоронения останков защитников острога, но и отдается дань уважения ратному труду и подвигу русского человека-первопроходца. Поднят малоизученный пласт истории окраин России. Мы, продолжил оратор, казаки Амурского казачьего войска, приложим все усилия, чтобы слава Албазина была не забыта.
Перезахораниваемые останки были обнаружены в ходе раскопок, проводимых на территории Албазинского острога Албазинской археологической экспедицией. Экспедиция работает на остроге с 2011 года, за это время сделано множество открытий, обнаружены интересные и важные находки, которые помогают восстановить историю жизни жителей Албазинского острога – первого русского города на Амуре. Вот, например, в 2014 году поисковиками была обнаружена скудельня – братская могила, устроенная защитниками острога в тяжелое время «Албазинского сидения». В течение нескольких лет – в 1685, и с 1686 по 1689 годы, албазинские казаки, служилые люди и крестьяне оборонялись от превосходящих по численности маньчжурских войск.
История повествует, что в июне 1685 года к Албазинскому острогу подступили маньчжуры, насчитывающие в своих рядах около 10 тыс. человек. В крепости им противостояло 450 албазинцев. Маньчжурской артиллерии удалось разрушить деревянные сооружения острога, в ходе штурма полегло около 100 защитников. Русские были вынуждены вступить в переговоры, после которых, оставив поселение, ушли в Нерчинск. Цинские войска также покинули земли Албазина. Но уже в августе этого года воевода Алексей Толбузин вернулся к покинутой крепости с подкреплением. Помимо албазинцев, с ним пришел отряд Афанасия Бейтона – немца, принявшего православие и находящегося на русской службе.
К лету 1686 года им удалось отстроить новую крепость – земляную. Укрепленные валы, вырытые рвы – все это позволяло гарнизону численностью 800 человек выдержать оборону против вооруженных ружьями и пушками маньчжуров. В июле 1686 года 6-тысячное маньчжуро-китайское войско вновь подошло к Албазину. В самом начале осады погиб воевода Алексей Толбузин, ему оторвало ногу влетевшим в бойницу ядром. Руководство обороной взял на себя Афанасий Бейтон. До конца 1686 года казаки и служилые люди отбивали приступы, совершали смелые вылазки, в ходе одной из них даже удалось разрушить батарею противника, с которой обстреливались укрепления крепости.
30 ноября 1686 года осада была снята, поскольку начались русско-китайские переговоры о мире. Тем ни менее, город продолжал оставаться в блокаде. И только весной 1687 года маньчжурские войска отступили вниз по течению Амура на несколько километров. Однако продолжали препятствовать албазинцам, заниматься посевами. Двое албазинцев были схвачены и убиты маньчжурами при сборе сосновой хвои, настой которой помогал бороться с цингой.
Страшнее военных потерь свирепствовали болезни и цинга, от которых умирали воины, женщины и дети. В декабре 1686 года в живых осталось только 150 человек. К маю 1687 население острога насчитывало около 60 человек. Афанасий Бейтон писал нерчинскому воеводе Ивану Власову: «И те умершие люди похоронены в городе в зимовьях, поверх земли без отпеву, до твоего рассмотрения. А ныне я, с казаками – живу во всяком смрадном усыщении. А вовсе похоронить без твоей милости и приказу дерзнуть не хочу, чтоб, государь, в прегрешении не быть. А хоте, государь, ныне и благоволишь похоронить, да некем подумать и невозможно никакими мерами».
Именно такое «зимовье» – землянка размерами 2 на 3 метра – со сложенными в несколько рядов и ярусов телами «не отпетых» казаков было найдено археологами Албазинской экспедиции в 2014 году. Сверху лежали два детских гроба с телами, ниже – рядами, один на другом, умершие албазинцы. В 2014 году удалось начать расчистку и извлечение костных останков около 40 человек, а в&class="Врезка-текст">;году все работы завершились. Археологические исследования и антропологические определения усложнялись плохой сохранностью костных останков, некоторые превратились в костный тлен. Тем не менее, по зубам удалось определить более точное количество погребенных. Эта цифра составила 62 человека.
В 2015 году был начат новый раскоп, в котором обнаружились погребения – уже в гробах, также была обнаружена новая землянка-скудельня. Часть из неисследованных погребений были изучены, остальные законсервированы для раскопок в следующем году.
Антрополог Албазинской археологической экспедиции, старший научный сотрудник Музея и Института антропологии МГУ Денис Пежемский, обследовав костные останки перед их захоронением, отметил исключительные физические данные албазинцев. Их рост превышал средний рост русских того времени и составлял 170–180 см. Все они были ширококостные, с развитой мускулатурой.
Ярким свидетельство тех трагических событий стало одно из погребений, обнаруженных в 2015 году. В огромном широком гробу находились останки рослого казака, с хорошо сохранившимися медно-рыжими волосами. В районе живота, среди костей его скелета, археологи обнаружили чугунное маньчжурское ядро. Скорее всего, именно им он был убит. Ядро пробило доспех и одежду, застряв в теле. Настолько был могуч его организм, что смертельный снаряд даже не смог пробить его насквозь!
Время не щадит ни людей, ни их останки. Останки 70 албазинцев, найденных в ходе раскопок 2014–2015 годов, поместились всего в два гроба.
5 сентября 2015 года, в часовне у Албазинского острога священник Игнатий (Чигвинцев) провел отпевание погибших защитников, а на следующий день траурных мероприятий они были погребены. Утром у стен часовни, в присутствии Албазинской иконы Божией Матери, дальневосточной православной святыни, происходящей из Албазина, была совершена заупокойная Божественная литургия. Затем казаки Крестным ходом перенесли гробы с останками албазинцев к открытой часовне на территорию Албазинского острога, где была устроена братская могила. Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан отслужил заупокойную литию об усопших, после чего под оружейный салют защитники острога были погребены в албазинской земле, которую в далекие века щедро полили своею кровью и своим подвигами – сделали ее навеки русской, навеки родной.
Выступая на церемонии прощания, губернатор Амурской области Александр Козлов отметил, что сегодня мы участвуем в чрезвычайно важном, поистине историческом событии. Отдаётся дань памяти славным защитникам Албазинского острога. Тогда, в 1686 и 1687 годах эти люди гибли, но не позволили маньчжурам захватить крепость. Защитники Албазина своим героизмом дали понять, что русские за свою землю бьются до последней капли крови. Сегодня, продолжил выступающий, мы живем под мирным небом, растим детей, с уверенностью смотрим в будущее. Наш святой долг – чтить память о подвиге первых амурских землепроходцев.
Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка акцентировал внимание присутствующих на том, что казаки-воины Албазинского острога противостояли маньчжурской осаде несколько лет. Оборона Албазина занимает почетное место среди других героических подвигов первопроходцев на страницах российской боевой славы. Казачество исконно стояло на защите рубежей нашей Родины, являлось опорой государства в борьбе с внешним врагом. С середины XVII века, когда началось движение на восток, именно казачество стало действенной силой в освоении новых, неизведанных земель – подытожил свое выступление оратор.
Скульптурная реконструкция лица албазинца, сделанная по черепу из погребения, обнаруженного в 1975 году в ходе археологических раскопок на территории Албазинского острога. Реконструкция лица по методике М.Герасимова выполнена Д.Пежемским и А.Рыжкиным. Хранится в Албазинском краеведческом музее
Члены правительства РФ и руководство Амурской области на торжественном захоронении защитников Албазинского острога
Владыка Лукиан служит литию по усопшим
Первая осада Албазинского острога. Китайская гравюра
Вторая осада Албазинского острога. Гравюра из книги Николааса Витсена
Атаман Амурского казачьего войска Андрей Стрельцов