PDF версия
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
HTML версия
И НА МЕСТЕ БОЕВ ПРОРАСТУТ
ОБЕЛИСКИ
Михаил Михайлов,
руководитель музея «Герои нашего времени» ГБОУ СОШ № 2053.
Фото Александра Лисина
Уже второй год казачий поисковый отряд «Эхо войны» некрасовской школы № 2053 участвует во Всероссийской Вахте памяти в составе московского поискового объединения «Рубеж». И второй год подряд ребятам-поисковикам удается поднять погибшего советского Солдата. Проходила Вахта традиционно в преддверии Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне и снова на границе Московской и Смоленской областей в Долине Славы, где в кровопролитный боях 1942–1943 годов сражалась 50-я дивизия.
Не со мной это было,
а все же до боли знакомо,
Чем тревожно дышала столица
в военные дни.
Как солдаты мы нынче
прощаемся с ласковым домом,
Как когда-то,
как когда-то прощались они…
Припев:
Где гремели разрывы когда-то,
Мы уходим теперь в тишину,
Но когда мы хороним Солдата,
Вместе с ним мы хороним войну.
Но когда, но когда
мы хороним Солдата,
Вместе с ним мы хороним войну.
Кто-то скажет, не лучше ль
подумать о нынешней пашне?
Но сквозь толщу времен и земли
на лопатах стальных
Снова рвемся к последним
мгновениям воинов павших,
Где потянутся к нам
Проржавевшие пальцы войны.
Припев.
Мы шагаем дорогой солдатской,
дорогой неблизкой
В труд порою опасный
и наш незатейливый быт,
А потом прорастают
на месте боев обелиски,
Чтоб «ничто не забыто»,
и чтобы «никто не забыт».
Припев.
Серебра кто-то ищет по жизни,
а кто-то покоя,
Мы ж, как близких друзей,
ожидаем прихода весны.
Наш «Рубеж» пролегает
по сердцу единого строя,
А в сердцах у ребят
откликается «Эхо войны».
Припев.
Поисковый народ нашего отряда с интересом откликнулся на идею создания коллективного дневника Вахты памяти. Надо понимать, что писался он в полевых условиях, как правило, уже сильно уставшим человеком под свет автомобильного или кострового освещения. За спиной – день изнурительных работ, порой километров пятнадцать пути по бурелому, залитому водой, через речушки, взгорки, тут бы расслабиться, посидеть у костра с кружкой чая, да вот надо браться за ручку, погружаться в детали минувшего дня, которые копил с утра для дневника. И сначала черновик, а только потом, после въедливого разговора с Михаилом Владимировичем (т. е. мной), выдавался белый лист, который призван был в конце концов стать экспонатом школьного музея «Герои нашего времени».
Представляю вашему вниманию, дорогой читатель, эти бесхитростные заметки начинающих журналистов, да не судите строго. Почти у всех наших школьных поисковиков это первый опыт газетной публичности.
День первый, 27 апреля, воскресенье
В 10.00 общий сбор поисковиков отряда «Эхо войны». Проводить нас приехал атаман станичного казачьего общества «Некрасовка» войсковой атаман Николай Малышев. На торжественном построении за заслуги в военно-патриотической работе Николай Анатольевич наградил отряд двумя казачьими медалями, которые прикрепил к отрядному знамени.
Собрав и утрамбовав в три машины свой походный скарб, мы выдвинулись колонной к месту проведения Вахты памяти.
Первый привал сделали у Можайской линии обороны, у памятника с самолетом Як-3. Поисковик Артур Фазылов, кадет Преображенского кадетского корпуса и бывший ученик нашей школы, рассказал историю о том, как родился знаменитый Бородинский хлеб, который оказался на нашем столе. Рассказ этот, конечно, больше похож на легенду, но очень уж симпатичная получилась легенда!
Случилось это во время войны с Наполеоном неподалеку от Бородинского поля. В районе боевых действий следовали две подводы фуража – в одной был тмин, во второй же ржаная мука. Французский снаряд попал между двумя подводами и перемешал их содержимое. Оголодавшие солдаты попробовали есть образовавшуюся смесь, и вкус ее, на удивление, оказался приятным. Якобы так и получился Бородинский хлеб…
Конечно же, мы не могли проехать мимо Бородинского поля – поля славы русского оружия и музея, который находится на его земле. Казачий поисковый отряд ознакомился с любопытнейшей экспозицией и бытовыми вещами эпохи великого сражения Отечественной войны 1812 года, сфотографировался у главного памятника мемориального комплекса, рядом с которым похоронен генерал Багратион. Надо сказать, что мы стремились остановиться у всех воинских монументов Отечественной и Великой Отечественной войн.
А. Н. Земсков, руководитель казачьего поискового отряда «Эхо войны»
После приезда в лагерь поискового объединения «Рубеж» мы долгое время не могли найти место, чтобы поставить палатки: мешали густо расположенные вокруг кочки и муравейники. Когда же наконец-то палатки были установлены, мы познакомились с соседями и «местными» — клещами.
Проблемой стал пробитый надувной матрас. Благо был скотч и «рану» матраса успешно залечил Казбек Алхасов. Я, Костя Аношин, Алексей Николаевич и Михаил Владимирович отправились на машине в магазин близлежащего поселка. Там мы добрали продуктов.
Настало время ужина. Я и Кирилл Ветров насаживали мясо на шампуры, а его отец Юрий Анатольевич, человек бывалый, его хорошо приготовил. Можно сказать, это был праздничный ужин по случаю начала Вахты. Шашлык оказался очень вкусным и разлетелся мгновенно.
Засыпал отряд, предвкушая завтрашний день, под песни Великой Отечественной войны, доносившиеся из динамиков одной из наших машин.
Алипкина Виктория, 10 «А» класс.
День второй, 28 апреля
Утро началось с шуток Александра Ивановича Лисина (руководитель школьной видеостудии «ШквАЛ». – Авт.) и горячего чая. Пока согревались чайком, готовилась настоящая походная еда – тушенка с макаронами. Насытившись, мы прошли инструктаж по технике безопасности. Собрав необходимые поисковые инструменты, отряд отправился в свою первую экспедицию.
Первой находкой стал могильный бетонный крест братской могилы: после войны было указание — находящиеся вдали от населенных пунктов братские могилы переносить поближе к людям, и вот крест с такой перенесенной братской могилы мы и нашли. По рации узнали, что тем временем Никита Рябинин, оставшийся в лагере дежурным, приступил к приготовлению обеда. Мы же углубились дальше в лес.
Когда наш отряд начал уставать в большей степени из-за того, что ничего не находилось, сил придала новая, уже поисковая, шутка Александра Ивановича. Дядя Юра Ветров поймал какую-то местную лягушку, у которой был длинный хвост и горбик. Кто-то сказал, мол, поисковик с рюкзаком. Александр Иванович повествовательно заметил:
– В смоленских лесах живет легенда, что все неразорвавшиеся немецкие мины-лягушки, когда приезжают поисковики, оживают.
Все дружно рассмеялись, и поиск тоже пошел веселее. Обнаружили железную петлю от двери, по ней мы поняли, что находимся на взгорке, на месте которого во время войны находился блиндаж. Стали обследовать его металлоискателями и щупами, раскапывать. Вскоре Артур Фазылов обнаружил колючую проволоку. Эта находка предположение подтвердила.
Пройдя вдоль опушки, нашли окопы, где соседствовали советские и немецкие боеприпасы, металлоискатели пели, указывая на горки отстрелянных гильз: эти окопы не раз переходили из рук в руки. Я с дядей Юрой нашел рубашки от гранат, затем мы раскопали множество деталей от автомобиля времен Великой Отечественной.
Уже на выходе из леса мы встретили Вячеслава Юрьевича Захарова, председателя поискового объединения «Рубеж», куда входит наш отряд. Опытный поисковик рассказал нам много интересного о поисковой работе в этих местах и продемонстрировал мастер-класс. Вячеслав Юрьевич уточнил место, где мы завтра должны будем искать братскую могилу. Оказывается, ее должны были перенести, но есть сведения, что не перенесли, просто опрокинули крест, который мы нашли раньше, и оттащили его подальше от могилы, как предполагают, на тракторе. Было это несколько десятилетий назад, и место могилы теперь можно определить лишь ориентировочно. Останки шестидесяти-семидесяти наших солдат и офицеров лежат теперь где-то на опушке леса.
Костя Аношин нашел интересный экспонат для нашего музея: капкан, который немцы ставили на зайцев, подкармливались оккупанты русской дичью.
Активно действуя на свежем воздухе, мы сильно проголодались. А в лагере нас ждал гороховый суп: его приготовил Никита Рябинин. Суп был таким вкусным, что, пока мы орудовали ложками в котелках, над лагерем повисла тишина. Михаил Михайлов написал на листке текст своей новой песни про поисковиков и про наш отряд, достал гитару и впервые исполнил ее. Все ее слушали затаив дыхание, думая о том, что неплохо было бы ее спеть всем вместе.
После ужина мы пошли в палаточный лагерь штаба «Рубежа», где Михаил Владимирович дал концерт военной авторской песни. Концерт настолько впечатлил слушателей, что по его окончании люди выходили, напевая.
Вернувшись к своим палаткам, мы разожгли костер. Яму под него предусмотрительно вырыл Никита. Он же предложил сесть вокруг костра и каждому рассказать, чем запомнился день. И все решили, что в отряде родилась новая традиция.
Макар Клиндухов, 8-й «А» класс
День третий, 29 апреля
Минувшая ночь была намного холоднее, чем вчерашняя, но нам все нипочем, потому что мы теперь готовы были дать бой апрельским морозам, ведь с нами в союз вступили новые матрасы и спальники. За ними пришлось совершить рейд Алексею Николаевичу на родину первого космонавта Юрия Гагарина в город Гагарин. По дороге мы запаслись водой: около тридцати пятилитровых пластиковых емкостей ушло за день.
Вячеслав Юрьевич Захаров поставил отряду задачу на сегодняшний день: разбив предполагаемое место братской могилы на квадраты, надо тщательно прошурфить его на всю глубину щупов, где-то метр-метр двадцать. Захаров выделил нам и четыре самодельных щупа с приваренной и обточенной на конце гайкой. Как ни странно, но этот стальной кружок на конце пробивает землю значительно эффективнее острия изготовленного промышленным способом щупа.
Работы проводились на открытом месте под жарким солнцем. Внешне она была однообразной и физически тяжелой. Но всех подгоняла мысль о серьезном деле, доверенном отряду.
В перерыве между трудами отряд получил тексты попурри на темы песен Великой Отечественной войны и разучивал их для урока Мужества, который мы проведем сразу по возвращении, еще до 9 Мая.
Сегодня, как ни старались, мы не нашли наших солдат, но я верю, что найдем обязательно.
После обеда нам разрешили пойти на свободную охоту, и отряд разбился на группы, в каждой из которых был опытный поисковик. В результате наша группа нашла место ожесточенного боя, который решили обследовать завтра.
Когда стемнело, отряд собрался у вечернего костра. Каждый рассказал о самых ярких своих впечатлениях минувшего дня, и мы пошли готовиться к завтрашним свершениям.
Константин Аношин, 10-й «А» класс
День четвертый, 30 апреля
Сегодня мы собрались уже более организованно, чем вчера, поэтому сумели сэкономить продуктивное утреннее время. Умывшись друг за другом из умывальника, сработанного из пластиковой фляжки, позавтракав и расписавшись в листке инструктажа после назидательных слов руководителя отряда, мы выдвинулись на разведанное вчера место, со щупами и специальными поисковыми лопатами. В вещмешках – фляги с питьевой водой и легкий сухпай, состоящий из печенья или сухарей.
На возвышенности у речушки пролегала линия обороны. Окопы, окопы, блиндажи. Металлоискатели звенели, не переставая. Осколки, патроны, неразорвавшиеся мины… Конечно, в этих местах риск повышается, поэтому от осторожности и соблюдения техники безопасности зависит не только твое здоровье, но и тех, кто с тобою рядом. Нашли немецкую мину-лягушку, старые поисковики рассказывали, что селитровая начинка таких боеприпасов давно уже пришла в негодность, но мы все равно обращались с ней с повышенной аккуратностью. А вот хвост от разорвавшейся мины, выпущенной из миномета, который я нашел, мы взяли как будущий музейный экспонат.
Макар Клиндухов и Никита Рябинин решили остаться на дежурстве, то есть им надо сварить обед, натаскать дров и следить за порядком в лагере, поэтому тянуть жребий не пришлось. Думаю, что Никита, умеющий готовить, просто решил поддержать друга-одноклассника.
Несмотря на все старания, мы вновь не нашли наших павших бойцов, хотя много трудились в местах, где шли ожесточенные бои. После рейда решили все вместе заготовить длинных жердей для дров и нанесли их целую гору.
Чудом казалось то, что Алексей Николаевич отвез нас в ближайшее селение в сауну. Как все-таки современный человек зависит от цивилизованных условий! Для тех, кто решил остаться в лагере, мы привезли мороженного. И это тоже стало маленьким праздником. По возвращении, увидели целую гору дров. Трудно было поверить, что ее напилил… маленькой пилочкой из набора армейского швейцарского ножа руководитель видеостудии Александр Иванович Лисин. Этот подвиг он совершил во имя отрядного братства!
Ночью у костра все рассказали о ярких впечатлениях прошедшего дня, и мы пошли готовиться к новым приключениям.
Алхасов Казбек, 10-й класс
День пятый, 1 мая
Минувшая ночь была холодной. Михаил Владимирович подмерз и даже развел ночью костер (на самом деле мне просто захотелось посидеть под распахнутым многозвездным небом у костерка, послушать хруст быстро разгорающихся веток. – Авт.). А я поднялся утром с трудом, не хотелось вылезать из тепла: тот же Михаил Владимирович дал мне второй спальник, так как в предыдущие ночи я долго угревался в спальном месте.
Выйдя из палатки, увидел двух бегущих девушек, а за ними следом – поисковики-кадеты. Конечно, ребята бежали утренних кросс, но со стороны казалось, что они устремились за девчонками, которых здесь немного. Это заставило улыбнуться. На завтраке все заправились тушенкой с макаронами, поздравляя друг друга с праздником. Потом собрались на раскопки. В лагере сегодня вызвались остаться Костя Аношин, Казбек Алхасов и Александр Иванович Лисин.
В первый раз к месту, которое предстояло обследовать, выехали на машинах. Их оставили на дороге, словно грибники, сами же вместе со щупами и лопатами углубились в лес. Сразу же попали во власть бурелома и затопленных блиндажей. И вскоре Вика нашла у дерева офицерский кожаный сапог. Дружно начали раскоп, вскоре в корне дерева появился ремень. Каждый подумал, мол, вот то, ради чего мы приехали на Вахту Памяти! Под деревом, которое выросло здесь уже после войны вполне мог находится погибший воин!
Дерево выкорчевали, тщательно обследовали корни и большой радиус земли, которая находилась под ним. И все напрасно, опять напрасно! Но все уже чувствовали: мы уже рядом, еще чуть-чуть – и найдем павшего солдата!
Разделились на группы, чтобы в буквальном смысле слова прощупать как можно большую часть леса. Мы с Юрием Анатольевичем Ветровым нашли лимонку. Кольцо ее сгнило, а чека вросла, проржавев. Сфотографировав гранату, пошли дальше. Бутылка времен войны, саперная лопатка, лапа для починки обуви, подковы. Кое-что из находок прихватили для экспозиции школьного музея.
В лагере нас ждал вкусный горячий обед. Суп был из гречки с тушенкой. Алхасов назвал его с гордостью «От Казбека».
К обеду подъехали Игорь Микитюк и его отец, портрет которого висит в музее. Анатолий Анатольевич здорово потрудился, сделав лучший баннер к Московскому смотру-конкурсу школьных музеев, и теперь актив рассказывает об этом на своих экскурсиях. Новички привезли дополнительный паек в виде колбасы и печенья.
После обеда часть отряда пошла в лес разведывать новые места на завтрашний день, а часть поехала за водой, ей посчастливилось посетить воинскую могилу, где в августе прошлого года представители «Эха войны» захоронили поднятого нашим отрядом воина.
Когда стемнело, к костру подсел Вячеслав Захаров. Он рассказал о результатах раскопок «Рубежа» в целом и предложил завтра выехать в Долину Славы. Всех это предложение обрадовало. На вечернем подведении итогов у костра многие наши поисковики говорили о том, что есть твердая уверенность: завтра поднимем советского бойца. Об этом говорили и косвенные признаки: именно 2 мая и именно в Долине Славы нашему отряду в прошлом году удалось раскопать павшего воина!
Никита Рябинин, 8-й «А» класс
День шестой, 2 мая
Сегодня, как всегда, мы очень рано встали, небо затянули тяжелые свинцовые тучи. Плотно позавтракав, пошли на общее построение «Рубежа». Вместе с другими поисковыми отрядами «Эхо войны» поехал в Долину Славы. Мы были очень рады, ведь там мы нашли в прошлом году погибшего Солдата.
Артур Фазылов,
кадет Преображенского кадетского корпуса
и бывший ученик нашей школы
Мы погрузились в три машины и направились колонной в Долину Славы. Там, высадившись и преодолев луг, вошли в лес. Через бурелом по неровной когда-то наезженной дороге мы дошли до места, где обнаружили Солдата. По уши в грязи на корточках мы руками в прорезиненных перчатках перебирали землю по щепоточке в поисках костей, медальона или еще чего-нибудь, что помогло бы понять, кем был этот погибший, и был ли он русским или немцем. По косточке, по кусочку поисковики восстанавливали то, что произошло много лет назад. Солдат оказался нашим, на это указывала найденная пряжка от ремня.
А еще, внимательно перетряхнув всю влажную землю, нашли единственную пулю. Скорее всего она и сразила советского воина Великой Отечественной войны. Теперь этот небольшой кусочек цветного металла будет представлен в школьном музее. У меня остались незабываемые впечатления.
Игорь Микитюк, 7-й «Б» класс
Сегодня заканчивается шестой день Вахты памяти поискового отряда «Эхо войны». Как в Ветхом завете, мы закончили свои труды: 2 мая, как и в прошлом году, ребята подняли останки погибшего бойца, передали его в поисковое объединение «Рубеж», и так как все уже соскучились по дому, решили сегодня же убыть домой. Мы буквально за час свернули все палатки, раздали соседям наши оставшиеся дрова и воду. Осталось от нас такое же место, как и было до нашего приезда, будто и не было этих шести дней. Но мы приехали сюда единомышленниками, а уезжаем семьей. Кроме того, что мы выполнили святое дело, за которым ехали, мы еще теснее сдружились и оставили здесь кусочек своего сердца.
М. В. Михайлов,
руководитель музея «Герои нашего времени» ГБОУ СОШ № 2053
Так как сворачиваться пришлось быстро – впереди ждала долгая дорога, то Артур Фазылов и Игорь Микитюк писали свои заметки в дневник Вахты памяти на ходу и зачитывали их в машине Алексея Земскова – импровизированной звуковой студии прямо с черновиков. Почти 330 видеосюжетов отснял Александр Лисин, более 400 снимков, все это требовало обработки, а чтобы дневник представить на уроке Мужества, необходимо было предоставить Александру Ивановичу весь звуковой материал уже здесь, в поле.
Последние строки дневника я и вовсе наговаривал на диктофон, уже перед самым стартом.
Что остается добавить: мы подготовили урок Мужества, посвященный Всероссийской Вахте памяти, провели всего лишь две небольшие репетиции, подготовили видеоряд с Александром Чвановым. На этом уроке продемонстрировали фильм-дневник, который появился на свет уже через двое суток по возвращении. Александр Лисин всегда поражал своей оперативностью.
На школьной гитаре расписались все участники Вахты памяти, и по просьбе ребят четырнадцатым ее участников вписан Неизвестный Солдат, и теперь она сама стала экспонатом музея, как и песня о поисковиках, которую мы привезли из смоленских лесов.
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА