Приближаются трагические даты - 70-летие начала Великой Отечественной войны и 200-летие Отечественной войны 1812 года. В последние годы патриотическому воспитанию молодежи уделяется всё больше и больше внимания. Вместе с тем, справедливости ради, надо отметить, что реальных успехов не так уж много. Почему?
Мои размышления на эту тему не претендуют на «аналитические» исследования и, тем более, не преследуют целью «открыть» нечто, доселе никому неизвестное. Скорее это, действительно, размышления, основанные на личном опыте и встречах, случавшиеся в ходе реализации патриотического фотопроекта «22 июня - Скорбь-Память-История».
Если взглянуть на все мероприятия, которые проводятся различными государственными организациями, учреждениями, общественными организациями, просто группами единомышленников и отдельными гражданами, то условно их можно разделить на две категории: мероприятия, проводимые за счет средств из бюджета и мероприятия, проводимые на энтузиазме непосредственных участников, то есть на их собственные средства. Если же сравнить конечные результаты всех этих мероприятий, оценить их эффективность и результативность по достижению намеченных целей, то, как это не покажется странным, результаты обеих групп будут почти одинаковыми. Да, бюджетное финансирование позволяет решить множество вопросов, но при всём этом не гарантирует эффективность и результативность конечных итогов. Практический опыт наглядно показывает, что конечный результат в значительной степени зависит не столько от финансирования, сколько от энергии, целеустремленности и организаторских способностей людей, ставших во главе того или иного проекта. Проект становится «живым» лишь тогда, когда он интересен. Тогда вокруг него формируется группа единомышленников, точно понимающая не только цели и задачи, но и способы достижения конечного результата. Молодежь это называет «драйвом», когда ты работаешь и получаешь от этого огромное удовольствие.
Конечно, можно придумать интересный проект или выдвинуть суперидею. Можно проект «раскрутить» в СМИ, привлечь посредством административного ресурса к его реализации значительное число «участников» и даже добиться некоторых результатов. Но как только такой проект прекратит получать бюджетное финансирование, вся деятельность тут же заканчивается. Именно по этой причине большинство проектов, в том числе и патриотической направленности, носят срочный характер, как правило, приуроченный к какой-нибудь очередной знаменательной дате. После чего проект теряет свою актуальность и о нем все спокойно забывают. При этом, как это не странно, конечные результаты всей этой «бурной» деятельности, честно говоря, никого не интересуют, поскольку проводится всё для «галочки», лишь бы отчитаться за полученные средства. Например, было бы интересно ознакомиться с результатами всех мероприятий, проведенных в честь 65-летия Победы и оценить их востребованность сейчас, после празднеств. К сожалению, программы подготовки публикуются, а вот итоги мероприятий, как правило, нет.
Однако следует заметить, что воспитательный процесс, особенно в вопросе патриотического воспитания молодежи, не может носить краткосрочный и цикличный характер. «Кавалерийские атаки» не могут дать желаемых результатов. Современные подростки и молодые люди болезненно реагируют на формализм и не искренность во взаимоотношениях. Сталкиваясь с откровенным лицемерием, которое проявляется в принуждении участвовать в «культурно-массовых» мероприятиях, они, как правило, занимают пассивную позицию стороннего наблюдателя, скрывая собственную инициативу, идеи и проекты. Переубедить их возможно лишь целенаправленной и планомерной работой, искренними отношениями и умением своевременно направлять их энергию в позитивном направлении. В противном случае мы можем получить не контролируемый всплеск энергии, чаще всего разрушительной направленности. Примером этого «всплеска» являются события на Манежной площади.
Конечно, можно продолжать «работать» по старинке и регулярно приглашать заслуженных людей и ветеранов ВОВ, которые на встречах с учащимися будут рассказывать о героическом прошлом. Но если такие встречи не готовить загодя, не прилагать усилия для того, чтобы сформировать целевую аудиторию, которая будет в «теме» и будет способна воспринять рассказ ветерана именно в воспитательных целях, то, как правило, уже через несколько дней от такого мероприятия в голове не останется ни малейшего следа. Зато в отчете появится ещё одна «галочка».
Есть хороший тест, который я иногда использую во время своих фотоэкспедиций, встречаясь с разными людьми, в том числе и с казаками. Я прошу рассказать о проводимых мероприятиях патриотической направленности и о конечных результатах. Когда люди реально «живут» этой самой патриотической работой с ними можно говорить часами. Из них, как из «волшебного рога изобилия» так и сыпятся идеи, проекты, мысли о планах на будущее и реализуемых нынче мероприятиях. Общение с такими людьми становится ИНТЕРЕСНЫМ, оно захватывает и хочется тут же присоединиться к ним, включиться в работу. Но таких людей, к сожалению, становится всё меньше и меньше. Обычно, чтобы рассказать о своих делах, некоторым «организаторам» требуется достать «бумажку-указивку» и с ее помощью дать ответы на вопросы.
Есть ещё один тест. Задать вопрос об источниках финансирования мероприятий. Этот тест - отличный индикатор для оценки «живой» работы. Как только начинают канючить о том, что «планов громадьё», да вот беда - нет денег, из-за чего мероприятия «пробуксовывают», можно тут же вставать и уходить. Ничего путного, даже при наличии достаточного количества средств из бюджета, их таких мероприятий не выйдет. Так, очередная показушная «галочка» для отчета.
Создавая видимость «бурной деятельности», как правило, за счет использования бюджетных денег, а иначе для чего врать самому себе, такие вот с позволения сказать «организаторы» губят самую суть идеи патриотического воспитания молодежи, сводят всё к обыкновенному формализму, основанному на равнодушии. Например, в Интернете без проблем можно отыскать информацию о госпрограмме по патриотическому воспитанию. Так, 16 февраля 2001 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 122 «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». 11 июля 2005 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 422 была утверждена «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы». Написано там много чего, в том числе и хорошего. А вот попробуйте отыскать контакты этих самых организаций или найти отчеты об исполнении этих Постановлений, насколько эффективно и результативно были использованы бюджетные средства, в чем проявляется приемлемость программ, их наступательность. Мои попытки отыскать отчеты о проделанной работе чаще всего оказывались безуспешными, как будто это военная тайна.
Основной целью и задачами патриотического воспитания являются: «…совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- продолжить создание системы патриотического воспитания;
- продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;
- шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан;
- повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;
- проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России».
Написано в Программе всё правильно. Да только вот на практике, когда оргкомитет фотопроекта обращается к этим самым «центрам патриотического воспитания», взаимодействия с ними почему-то не получается. Мы даже денег не просим, лишь обмена информацией и предоставления фоторабот. Так как же можно оценить деятельность этих патриотических организаций, если они не исполняют возложенных на них обязанностей?
3 июля 2008 года была утверждена «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», в которой также есть раздел о патриотическом воспитании.
Осенью прошлого года одним из участников нашего патриотического фотопроекта, жителем Краснодара, была предложена идея создать обособленную тему «Памятники казакам».
Действительно, в Интернете довольно много фоторабот памятников, посвященных казакам. Такие памятники есть в Москве, Ростове, Краснодаре, в станице Вешенской и др. Идея всем понравилась.
Разве это не есть патриотическое воспитание молодежи на положительных примерах из истории казачества? Давно пора сформировать каталог «Памятников казакам». Именно с этой целью оргкомитет направил официальные письма в адреса атаманов всех реестровых казачьих войск, включая и Центральное казачье войско, которое к тому моменту еще не было включено в реестр.
Ответили только кубанцы. Н.А. Долуда подтвердил готовность казаков посодействовать в реализации проекта. И что же? Прошло почти полгода, а никаких действий, в том числе и кубанцами так и не предпринято. Конечно, можно возразить, что заказные письма были направлены не по тем адресам. Может быть. Но адреса брались с официальных сайтов казачьих войск.
А вот ещё одна ситуация. Осенью прошлого года на легендарном Бородинском поле началась активная строительная деятельность по возведению коттеджей. Совсем обнаглели жулики. Об этом написали все центральные СМИ, по телевидению были показаны репортажи. Казалось бы, казаки должны были грудью встать на защиту Бородинского поля ратной Славы России, обильно политого кровью солдат-героев, в том числе и казаков. Только вот ни в одной из газет я так и не обнаружил ни одного интервью по данному вопросу. А ведь в следующем году отмечается 200-летний юбилей сражения при Бородино! Так почему казаки промолчали в этой непростой ситуации, а если что-то и сказали, то это было сделано так тихо, что никто не услышал. Почему бы прямо не высказаться по данному вопросу. Ведь среди депутатов Госдумы есть и казаки!
Периодически я посещаю различные Интернет-форумы, в том числе и те, где высказываются рядовые казаки. Могу утверждать, все давно истосковались по живой и созидательной работе. Всем до оскомины надоели пустопорожние призывы и лозунги, за которыми нет ничего реального. Лишь единицы казачьих обществ добились каких-либо значимых позитивных успехов в развитии фермерских хозяйств и в организации малого бизнеса, в развитии внутреннего туризма и в поддержке народных промыслов. Большинство казаков всё время сетуют на какие-то непреодолимые препятствия и отсутствие денег. Постоянно идут разговоры о том, что государство «должно казакам», что нужны особые привилегии и т.п.. Когда я задаю прямой вопрос о том, что будет делать казак, если он проснется по утру, а у него 5 гектаров земли, никаких внятных и конструктивных предложений на этот счет ни разу не услышал. А ведь уже есть примеры рачительного хозяйствования! И без всякого бюджетного финансирования. Без всякой поддержки государства в России активно работают десятки тысяч предпринимателей!
«Единство патриотов»- это не просто лозунг, который используется в целях собственного позиционирования, а призыв к объединению в целях достижения тех задач, которые намечены государственной программой патриотического воспитания. Конечно, можно возразить, что я не прав и казачьи общества давно организовали десятки поисковых отрядов, которые успешно действуют в целях увековечивания павших героев. Согласен и не возражаю. Более того, 6 февраля этого года была создана Всероссийская общественная организация «ПОИСК», чему можно только порадоваться. Только вот отчетов об экспедициях казачьих поисковых отрядов и их работе по увековечиванию памяти павших защитников Отечества в Интернете не отыскать. Да и только ли в полевых экспедициях заключается работа поисковых отрядов? Например, в рамках фотопроекта силами участников удалось установить родственников 74-х солдат, погибших в годы войны. Мы всего лишь обобщили разрозненные сведения и перенаправили информацию адресатам, подсказав рубежи обороны, где солдаты приняли свой последний бой. Сейчас там нет их братской могилы. Есть другие, более поздние, относящиеся к боям весной 1942 года. Но там будет установлен памятник!
А сколько участниками зафиксировано расколотых досок с фамилиями павших красноармейцев и командиров! А ведь это Волгоградская область, где живут казаки. Вот в этом и заключается наше отношение к павшим, к Памяти о них.
Оркестры отыграют траурные мелодии, прозвучит над братской могилой последний салют, а потом, через два-три года, приезжаешь и видишь бурьян по пояс, мусорные кучи, да заборы коттеджей «новых русских», неумолимо, как фашистские «Тигры», приближающие к братским захоронениям…
Вот вам наглядный и доходчивый пример патриотического воспитания...
Знойным летом 2010 года, в одной из фотоэкспедиций в поисках братских могил в районе Медыни, случайно мне довелось познакомиться с одной старушкой, которая рассказала о боях под Вязьмой осенью 1941 года и о «Вяземском котле». Также вскользь она упомянула о том, что в пригороде Вязьмы фашистами был организован концлагерь для пленных, где погибло более 50000 наших солдат. После войны, наши генералы-победители с целью сокрытия позора «Вяземского котла», напрочь позабыли, как о павших в боях окруженцах, так и о тех, кто принял мучительную смерть в концлагерях. На месте братских захоронений бывшего концлагеря Дулаг № 184, где с октября 1941 по март 1943 содержались наши военнопленные, построили мясокомбинат. «Мертвые сраму не имут»! А мы - живые? Я не поверил старухе. Да и как в здравом уме можно поверить в ТАКОЕ?
Однако, как оказалось, старуха рассказала правду. В начале апреля газета «Московский комсомолец» опубликовала статью, где подробно рассказывалось и о концлагере и о мясокомбинате. Правда, погибших пленных было более 80000 человек…. «Есть вещи, с которыми согласны все. Никто, например, не станет спорить, что подвиг советских солдат в Великой Отечественной войне священен, а память о них - бессмертна. Но на деле вся наша память ограничивается георгиевскими ленточками и праведным гневом из-за неуважительного отношения к памяти о войне где-нибудь в Грузии или Эстонии. У нас же самих из этой самой памяти можно творить что угодно. Можно установить, например, на месте концлагеря мясокомбинат и крутить на костях советских солдат колбасу. И никакие призывы к властям любых уровней не остановят такое кощунство…
После освобождения города следственные органы насчитали более 45 рвов с захоронениями советских пленных, в которых было погребено более 80000 человек, включая добровольцев из дивизий Московского ополчения, оказавшихся в «Вяземском котле». Сейчас на рвах - братских могилах располагается местный мясокомбинат и частные огороды с хозпостройками. Здесь же проложена асфальтовая дорога. На костях защитников Москвы, в преддверье 70-летия битвы за Москву, растят овощи и разделывают туши. Над останками солдат ездят машины. Такая вот у нас память…
Интересно узнать, известно ли о ситуации в Вязьме в Центральном казачьем войске и планируют ли казаки предпринять действия по увековечиванию памяти павших защитников Москвы? До трагической годовщины 70-летия начала Великой Отечественной войны и трагических событий в «Вяземском котле» осталось совсем немного времени….
Михаил ПЕРЕСЛАВЦЕВ