Наивно было бы полагать, что до лета 2010 года леса в нашей стране никогда не горели. Они горели и раньше. Например, Константин Паустовский в одной из глав «Повести о лесах» (1948 г.) красочно и достоверно описал тушение низового лесного пожара методом «встречного огня».
Разница с современностью только в масштабах - общая площадь очагов летних лесных пожаров была сопоставима с территорией небольшого европейского государства. Причин тому специалисты называют несколько: кроме высоких температур, это и ликвидация государственной лесной охраны, и децентрализация управления и передача полномочий по охране лесов от пожаров субъектам Российской Федерации, и ликвидация почти двух тысяч лесхозов, снижение размеров финансирования охраны лесов от пожаров, сокращение более чем в два раза самолетно-вертолетного парка авиалесоохраны и т.д.
В свою очередь, казачеству за всю его многовековую историю тушить пожары доводилось неоднократно.
В старину, во время военных походов казаки нередко использовали огонь как наступательное оружие, когда существовала необходимость выжечь дотла тот или иной неприятельский населенный пункт. Однако они могли и предупреждать пожары, владели приемами пожаротушения того времени. Практика предупреждения пожаров была узаконенной.
Например, в 1775 году, одновременно с назначением бывшего донского и армейского полковника Алексея Ивановича Иловайского на должность войскового атамана Войска Донского, было учреждено «Войсковое гражданское Правительство». Это нововведение в Войске Донском позволило атаману, наряду с другими заботами, проявить внимание и к мерам пожарной безопасности. В приказе 1788 года он обязывал станичных атаманов и казаков содержать при своих станицах пожарных - «огневщиков», отвечающих за возникающие пожары от «злодейства» и «неосторожности». Требовалось иметь при станицах для тушения огня средства тушения или, как тогда писалось, «надлежащие припасы». Атаман предупреждал о строгом взыскании с тех, кто не выполнит этот приказ, а еще хуже - скроет о «несчастном случае». Правительственные и войсковые учреждения строго следили за исполнением приказов на местах.
В городе Новочеркасске, который стал столицей Войска Донского в 1807 году, при полиции (примерно с 1808-го года) стали содержать пожарные инструменты. В 1816 году первый пожарный обоз был организован в составе казачьих войск с постоянным дежурством казаков. В 1824 году Новочеркасск имел пожарную каланчу, четыре пожарные трубы (пожарных ручных насосов) и 36 лошадей. Считалось, что самой большой бедой из всех бед при распространении пожаров в населенных пунктах является отсутствие противопожарных разрывов между домами и узкие улицы. Поэтому Министерство внутренних дел направило повеление Государя императора: «наистрожайше подтвердить, отнюдь не застраивать положенных промежутков». Наказной атаман Войска Донского на этот циркуляр от 30 мая 1830 года должен был отреагировать и об исполнении уведомить министерство.
В 1835 году из Петербурга пришла депеша с Положением об управлении Донским Войском. Этот документ требовал, чтобы каждая часть пожарные инструменты содержала отдельно, и на них были нанесены номера. Необходимо было выполнять меры пожарной безопасности, предписанные Министерством внутренних дел.
В 1837 году пришел другой указ на имя наказного атамана Войска Донского. Государь император повелел в каждой станице Донского Войска назначить по одному брандмейстеру из служивых казаков и считать его на военной службе со всеми привилегиями. Станичный брандмейстер был обязан обучать пожарному делу одного «малолетка».
20 мая 1880 года войсковой наказной атаман Войска Донского генерал-адъютант Краснокутский утвердил «Обязательные постановления 4-й очередной сессии Земской управы» по приведению селений области в лучшее устройство для безопасности от сплошных пожаров. Земская управа в этот же день приняла и другой законодательный акт «Об учреждении в селениях области ночных караулов». С принятием этих правил, направленных на предупреждение пожаров в каждом поселении Дона, имеющем 20 и более домов, были созданы караулы из обывателей от 20 до 55 лет. На каждый участок выделялся один ночной караульный, а во время суши, бурь, ветров и поджогов число караульных увеличилось. В случае обнаружения пожара караульный должен был разбудить живущих в доме, а подозрительных людей - задержать и «представить сельскому начальству». Для выполнения этих обязанностей караульные должны были иметь свистки или трещотки. Организация такой караульной службы возлагалась на пожарных старост, они же наблюдали за теми, кто уклонялся от исполнения мер пожарной безопасности в жилых домах и при огневых работах в лесу. Срок службы пожарных старост и зарплата определялась казачьими обществами, но на срок не менее одного года.
В наши дни возможность привлечения казачьих обществ к обеспечению экологической и пожарной безопасности и охране лесов закреплена в Постановлении Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ». Само по себе это постановление - большой шаг вперед в плане интеграции казачества в деятельность государства. С другой стороны, во многом его положения носят рекомендательный характер. Например, не прописаны права и обязанности казачьих патрулей в плане задержания лиц, нарушающих установленные правила поведения в лесу. Не регламентированы и вопросы оплаты подобной деятельности казаков. Так что законодательное обеспечение участия казаков в природоохранной, противопожарной и иной деятельности еще требует совершенствования.
Тем не менее, несмотря на «сырую» нормативно-правовую базу, в разгар сезона лесных пожаров информационные ленты запестрели сообщениями о том, что казаки из различных регионов страны вступили в борьбу с огнем.
Так, 10 августа ИТАР-ТАСС передал слова атамана Аланского республиканского казачьего округа Терского казачьего войска Харитона Едзиева о том, что группа из 300 казаков Северной Осетии готова выехать на тушение пожаров в центральные регионы России.
«Мы готовы выехать в любой полыхающий регион, если местным властям потребуется наша помощь. Добровольные казачьи отряды уже практически сформированы», - рассказал атаман Харитон Едзиев журналистам.
22 июля появилось сообщение, гласящее, что казаков Еврейской автономной области, где прошло заседание рабочей группы по делам казачества, привлекут в добровольные пожарные дружины.
31 июля к местам тушения пожаров под Воронежем на автобусах выдвинулись казаки из Панинского и Семилукского районов Воронежской области. Казаки находились в состоянии повышенной готовности и по приказу спасателей были готовы направиться к местам возгораний. Кроме того, казаки охраняли уцелевшие в огне сельские населенные пункты от мародеров и следили за тем, чтобы не было умышленных поджогов.
По информации с официального сайта Всевеликого войска Донского, в первом квартале 2010 года казачьи пожарные команды Ростовской области 18 раз выезжали на объекты прикрытия для тушения пожаров и загораний. В четырех случаях казачьи пожарные команды организовывали самостоятельное тушение пожаров. Четырнадцать раз казаки привлекались в качестве дополнительных сил на тушение пожаров и загораний.
На протяжении целого месяца режим чрезвычайной ситуации сохранялся в Московской, Нижегородской, Владимирской, Рязанской областях, а также в Республике Мордовия.
Столица России и практически все города Московской области с начала августа были охвачены густым едким дымом от лесных пожаров. Наиболее сложная ситуация сложилась в Шатурском и в Павлово - Посадском муниципальном районе Московской области. Огромные площади лесных массивов были охвачены огнем, многие населенные пункты оказались под угрозой уничтожения, кое-где огонь подошел вплотную к домам.
В сложившейся ситуации возникла необходимость принятия экстренных мер по локализации и тушению очагов возгорания. При администрации района была создана Комиссия по чрезвычайным ситуациям, в которую вошли представители МЧС, руководители различных предприятий, а также атаман Павлово - Посадского хуторского казачьего общества Алексей Сафонов.
Атаман на высоком уровне сумел организовать взаимодействие подчиненным ему казаков со всеми участниками работ по пожаротушению.
9 августа 2010 года один из сложнейших участков возгорания в районе пос. Затишье с рабочим визитом посетил губернатор Московской области Борис Громов. На данном участке в тушении пожаров в тесном взаимодействии с МЧС и с воинским подразделением ВДВ принимали активное участие казаки Павлово - Посадского, Мытищинского и Орехово - Зуевского казачьих обществ Московской области, а также Терского землячества в составе МО ОКО (посольской станицы ТКВ). Губернатор высоко оценил работу казаков и выразил им слова благодарности.
Задолго до наступления летнего зноя атаманом Тверского окружного казачьего общества Центрального казачьего войска И.Г. Павловым было принято решение о проведении сборов по предупреждению чрезвычайных ситуаций согласно постановлению Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 93.
С инициативой проведения сборов выступил Конаковский атаман В. Дурасов. На сборы были приглашены казаки из Краснодарского края, Абхазии и Средней Азии.
Полевые сборы начались утром 6-го августа в Конаковском районе. На них присутствовали 150 человек казаков, а также представители администрации Конаковского района и Законодательного собрания Тверской области.В ходе сборов казакам пришлось прервать занятия и выехать на тушение пожаров в Конаковском, Селижаровском и Калининском районах Тверской области. Разбившись на несколько отрядов, они выдвинулись на борьбу с огнем.
С пожарными стволами в руках отстаивали каждый метр несгоревшего леса атаман Тверского станичного казачьего общества А. Петушков, кошевой атаман северо-западного округа ВКО ЦКВ В. Архаров. На тушение лесного массива в Конаковском районе выезжал и руководитель сборов атаман Конаковского СКО В. Дурасов.
Разумеется, все это - далеко не единственные примеры мужественного участия казаков в борьбе с лесными пожарами.
13 октября в подмосковной резиденции «Горки» Президент России Дмитрий Медведев провел совещание по ликвидации последствий пожаров. Президента особо интересовало, как на местах выполняются его поручения об оказании помощи погорельцам, что сделано для поддержки безработных, а также одиноких стариков и инвалидов.
Людей, которые отличились при тушении летних пожаров, Дмитрий Медведев наградил в Георгиевском зале Кремля. Самых достойных набралось 46 человек, в том числе 15 иностранцев. Это было уже второе награждение огнеборцев, поскольку первое состоялось примерно 2 месяца назад - в самый разгар пожаров. Особо Дмитрий Медведев отметил летчика МЧС Валерия Крузе. Он одним из первых в России освоил взлеты с воды на самолете-амфибии Бе-200 и произвел более 160 вылетов на тушение огня. Он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В летних пожарах в этом году сгорело почти 2600 домов, пожары затронули 180 поселений, некоторые из них выгорели дотла. В огне погибло 62 человека, тысячи остались без крова. По приблизительным подсчетам, общий ущерб, причиненный российским регионам, достигает 12 млрд. рублей.
Вместе с тем пожары, если можно так выразиться, имели и отрезвляющий, исцеляющий эффект. Казаки на время борьбы с ними позабыли о взаимных распрях, отвлеклись от дележа власти и занялись оказанием помощи простым людям. Тем самым они укрепили авторитет казачества в обществе.
Разбушевавшаяся стихия выявила и все несовершенство российского законодательства, регламентирующего охрану и защиту лесов. Хочется верить, что благодаря этому правительство избавилось от иллюзий насчет того, что в этой сфере у нас все благополучно.