На страницах нашего журнала - новая рубрика о людях малоизвестных профессий. Надеемся, что она привлечет внимание пытливых и любознательных читателей. Гость редакции - начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Капашин В.П.
Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия - организация, которая несет на своих плечах основную тяжесть практической реализации обязательств в области химического разоружения, принятых на себя Российской Федерацией в соответствии с Конвенцией о запрещении химического оружия. Оно ведет свою историю с 22 августа 1992 года, когда директивой начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в структуру Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России было включено Управление ликвидации химического оружия.
Федеральное управление сегодня это - единый, оптимально структурированный и отлажено работающий организм, состоящий из ряда управлений, отделов и служб, а также специализированного научно-исследовательского центра. В непосредственном подчинении управления находятся 5 объектов по хранению и уничтожению химического оружия (пос. Марадыковский Кировской области, пос. Леонидовка Пензенской области, г. Щучье Курганской области, г. Почеп Брянской области, пос. Кизнер Удмуртской Республики), 2 объекта по уничтожению химического оружия (пос. Горный Саратовской области, г. Камбарка Удмуртской Республики), подразделения охраны и ликвидации последствий аварий. Численность воинских частей и подразделений, находящихся в непосредственном подчинении Федерального управления, достигает около десяти тысяч человек. 22 августа 2010 года Федеральном управлению исполнилось 18 лет.
- Валерий Петрович, вы стоите у истоков проблемы уничтожения химического оружия в России и вот уже на протяжении 18 лет руководите коллективом - Федеральным управлением. Как судьба готовила вас к этой нелегкой должности?
Серьезный опыт был приобретен, прежде всего, в ходе ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, которая случилась 26 апреля 1986 года. Почти весь мой полк сразу отправили в зону страшного бедствия. Химики базировались в тридцатикилометровой зоне и занимались дезактивацией всего, что в ней находилось. Мое подразделение работало на крыше четвертого блока, выполняли специальные задания в районе бассейна под реактором, где радиация зашкаливала. Люди работали не щадя себя, понимали, что отступать некуда.
- Конвенция о запрещении химического оружия была подписана в 1993 году, когда же начались практические работы по уничтожению?
Из-за сложной финансово-экономической ситуации в стране практические работы по созданию системы объектов по уничтожению химического оружия начались только в 2001 году. В тяжелейших условиях был построен и введен в эксплуатацию 19 декабря 2002 г. первый российский объект по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области. На этом объекте все делалось впервые. На его производственных мощностях Российская Федерация в апреле 2003 г. выполнила предусмотренный Конвенцией 1 этап уничтожения ХО, а именно уничтожила 1% своих запасов. Хотя было уничтожено всего порядка 400 тонн, что не так много по современным меркам, тем не менее, трудно переоценить это событие. Выполнение Россией 1 этапа подтвердила всему миру ее твердую приверженность целям Конвенции и готовность полностью выполнить взятые по Конвенции обязательства.
На объекте в пос. Горный Саратовской области Россия получила первый практический опыт промышленного уничтожения ХО. Это не только сам технологический процесс и используемое технологическое оборудование, но также создание соответствующей инженерной инфраструктуры и систем обеспечения функционирования объекта. Впервые на практике были осуществлены комплексные мероприятия по обеспечению безопасности и охране окружающей среды на такого рода объектах. Многие реализованные на объекте в пос. Горный технические и проектные решения в последующем были успешно применены и на других российских объектах по уничтожению ХО.
- Расскажите о втором российском объекте по уничтожению химического оружия в Камбарке.
Главной особенностью данного объекта являлось то, что он имел очень высокую производительность. За весь период деятельности по уничтожению ХО на данном объекте было уничтожено 6 349 тонн кожно-нарывных ОВ. До настоящего времени еще ни один российский объект по уничтожению ХО за такой период не показал аналогичной суммарной производительности по уничтожению ХО. Такая высокая производительность объекта в г. Камбарке Удмуртской Республики была достигнута благодаря применению новой эффективной технологии, основанной на использовании так называемых реакторов-смесителей струйного типа.
Уничтоженные на объекте в г. Камбарка запасы ХО внесли значительный вклад в выполнение Россией установленных Конвенцией контрольных второго и третьего этапов уничтожения ХО.
- Валерий Петрович, чем отличался объект в Леонидовке от других объектов?
Данный объект обеспечил максимальную производительность по уничтожению ХО в 2009 году в рамках выполнении Россией 3 этапа конвенционных обязательств - в течение 2009 г. было уничтожено 4 482,603 тонн ОВ (69% от хранящихся на объектах запасов).
Арсенал по хранению и уничтожению химического оружия в городе Щучье, Курганская область содержал 5 400 тонн смертоносных отравляющих веществ нервно-паралитического действия: зарин, зоман и Ви-экс. Это 13,6% от общих запасов России. Какова судьба этого объекта?
В мае 2009 г. в торжественной обстановке с участием большого количества представителей иностранных государств объект был введен в эксплуатацию. Всего в 2009 году на Щучанском объекте было уничтожено 894,245 тонны ОВ (17% от хранящихся на объектах запасов). Щучанский объект внес существенный вклад в выполнение 3 этапа Конвенции.
- На повестке дня - выполнение четвертого, завершающего этапа, который ознаменует полное уничтожение запасов химического оружия на территории нашей страны. Валерий Петрович, какие задачи вы считаете наиболее актуальными в нынешних условиях?
Выполнение четвертого этапа - это наша стратегическая задача. Поэтому все усилия сосредоточены на эксплуатации имеющихся объектов и создании и эксплуатации последних двух объектов по уничтожению ХО в г. Почеп Брянской области и г. Кизнер Удмуртской Республики.
Объект по хранению и уничтожению химического оружия в г. Почеп, Брянская область: на арсенале хранится 7497 тонн или 18, 8% всех запасов отравляющих веществ (зарин, зоман, Ви-экс).
Объект по хранению и уничтожению химического оружия в пос. Кизнер, Удмуртия: на этом объекте хранится 5744 тонн отравляющих веществ или 14,2 % от общих запасов России: зарин, зоман, Ви-газы и люизит.
Исходя из этого, сегодня перед Федеральным управлением стоят следующие задачи. Речь идет об усовершенствовании структуры создаваемых объектов по уничтожению химического оружия и оптимизации технологии ликвидации отравляющих веществ. Конечно, все это должно осуществляться без ущерба для качества работ и обеспечения безопасности процесса уничтожения химического оружия для окружающей среды и здоровья населения и персонала. И это наша вторая основная задача. Ну и третье актуальное направление - сохранение и развитие того кадрового потенциала, который сложился в стенах Федерального управления в результате выполнения Конвенции о запрещении химического оружия. В условиях приближения окончательного срока уничтожения химического оружия и нарастания темпов создания и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия человеческий ресурс играет все большую роль. И как я уже сказал, у меня нет никаких сомнений, что Федеральное управление справится с поставленной задачей, и Россия полностью и в срок выполнит свои международные обязательства.
Наша справка. Кроме выполнения задач по обеспечению безопасного функционирования объектов по уничтожению химического оружия Валерий Капашин много внимания уделяет вопросам социального развития регионов, в которых располагаются объекты по уничтожению химического оружия. Без преувеличения можно сказать, что генерала Капашина в этих регионах знает и стар, и млад. Открытие школ и детских садов, строительство жилых домов и культурных учреждений, благоустройство улиц и дорог, прокладка газо- и водоснабжения - все это находится под постоянным контролем начальника Федерального управления. Сделать жизнь простых людей лучше, а самих людей - немного счастливей - об этом он всегда мечтал.
Капашин Валерий Петрович - доктор технических наук, профессор по специальности «Экологическая безопасность деятельности Вооруженных сил. Утилизация вооружения и военной техники».
Им опубликовано более 100 научных работ, получено 8 патентов на изобретения, которые активно применяются на действующих объектах по хранению и уничтожению химического оружия.
Научные работы профессора Капашина посвящены совершенствованию технологий уничтожения химического оружия, (которые в настоящее время внедрены на объектах), дальнейшему улучшению системы безопасности объектов по хранению и уничтожению запасов отравляющих веществ, обоснованию размеров зон защитных мероприятий, вопросам подготовки кадров для объектов по уничтожению химического оружия.