Возрождение запорожского казачества в конце XX - начале XXI веков

Печать

В 2011 году исполняется 20 лет возрождённому Запорожскому казачеству. Несмотря на ряд нерешённых проблем и сложностей роста, за эти два десятилетия проделана большая работа и достигнуты значительные результаты в становлении современного Запорожского казачества.

На гребне поздней перестройки в Запорожье, как и везде в тогдашнем Союзе, шёл бурный процесс осознания своей истории, истории своего края. Люди искренне интересовались семейными преданиями, архивами. Многие искали свои корни. И, естественно, это явление не могло обойти стороной славную эпоху нашего края - казаччину.

Начиналось всё с далекого ныне 1989 года, когда сформировался политический клуб «Січ». Он был неформальным, как тогда говорилось, объединением местной городской интеллигенции - людей с самыми разными, а зачастую с противоположными интересами и мировоззрением. Тем временем шла подготовка к празднованию 500-летия возникновения казачества - событию весьма торжественному, но с датой весьма условной (привязанной к первому сохранившемуся летописному упоминанию о запорожских казаках). Атмосфера наступающего праздника как раз и активизировала появление массового интереса к казачеству.

Параллельно (т.е. в те же годы) началось возрождение казачьих традиций и в России. В июле 1990 года была попытка собрать Казацкое Коло на острове Хортица. Запорожские энтузиасты впервые приняли решение о составлении казачьего реестра - формально, правда, ни к чему не обязывающего. В сентябре того же года в одной из запорожских газет появилось объявление, в котором говорилось об обращении к запорожцам, небезразличным к делу возрождения запорожского казачества.

Активисты стали собираться во Дворце культуры имени С.М. Кирова (ныне ДК ЗАЛК). Для выполнения текущей работы задействовали старшего научного сотрудника Музея истории Запорожского казачества Людмилу Брацило, которая стала потом не только главным организатором, но и лектором во время проведения досуго-культурных мероприятий. На первую встречу пришло около 20 человек. Были утверждены программа заседаний клуба и его название - клуб славы казацкой «Запорожская Вольница». «Запорожская вольница» стала первым открытым для всех желающих общегородским собранием, в котором можно было приобщиться к истории Запорожского казачества и духовным достижениям украинского народа. На одном из организационных собраний (26.10.1990) избрали старшину и атамана клуба. Им стал Валерий Нарижный. Примерно в то же время в недрах головного завода ПО «Моторостроитель» (ныне ОАО «Мотор Сич») возникло «Казачье братство», руководителями которого стали Владимир Мельник и Анатолий Бугрим.

Несмотря на незаурядную энергию активистов, тот период в целом характеризируется спонтанностью, многословием и анархичностью.

Официальным же днем возрождения запорожского казачества является 8 декабря 1991 года, когда собралась первая Великая Рада. Холодным туманным утром во дворце культуры на о. Хортица собрались около сотни разных по возрасту мужчин. Одеты они были кто во что горазд. Тут мелькали и украинские вышиванки под гражданским пиджаком, и черкески, и офицерская полевая форма с неотъемлемой портупеей. Бросались в глаза сыромятные нагайки, рукоятки которых торчали из-за голенищ, длинные кинжалы и кривые сабли, лихо приточенные на боку. Некоторые из собравшихся были при пышных усах и характерных «оселедцях». На тускло освещенной стене - портреты гетманов и казацкие хоругви. Именно в том месте и в тот день состоялась учредительная Великая Рада казацкого товарищества «Запорозька Січ», которое мыслилось как правопреемник и наследник традиций «Славного Войска Запорожского Низового и всее по обеим сторонам Днепра сущей Украины Малороссийской».

Правда, после регистрации деятельность казачества почти не изменилась. Раз в неделю новые «сечевики» собирались в выделяемом властями кабинете культурно-делового центра «Байда», вспоминали гетманов, обсуждали спорные моменты истории, строили некие «проекты».

Приходили представители различных «национально сознательных» движений, пытаясь вовлечь казачество в политические игрища. В результате то казачество не смогло дать состоятельный ответ на вопрос «что делать?». Регистрация ведь не была конечной целью. Каждый год менялись атаманы. Противоречия возникали по многим вопросам. От глобальных политических предпочтений до организационных - например, ношения формы. Часть казаков не желала походить на российское казачество. В основном противниками были те люди, для которых Россия представлялась в образе врага. Кроме того, «Запорозька Січ» являлась хоть и ассоциированным, но всё же членом объединения «Украинское казачество», которое поддерживало неканоническую раскольничью УПЦ (Киевский патриархат), которая не имеет официального признания со стороны Вселенского Православия и, таким образом, не находится в евхаристическом общении ни с одной из канонических Поместных Православных Церквей.

В итоге «Запорозька Січ» фактически стала на путь трансформации в оплот узкоэтнического «национализма» в нашем полиэтничном, но, в основном, православном казачьем крае. Конечно, часть старшины, не воспринимая подобные идеологические установки, активно сопротивлялась. В начале, желая активизировать собственно казачью деятельность организации, а впоследствии и остро критикуя апологетов интегрального национализма. Это и послужило основой для дальнейшего разделения по идеологическим признакам - на сторонников украинского национализма и собственно казачьего развития. Многие казаки не захотели отрекаться от многовековых братских уз, связывающих запорожцев с Доном, Кубанью и другими историческими казачьими областями. Все эти противоречия вылились в публичное выяснение отношений.

Окончательное разделение произошло на Внеочередной Великой Раде 16 апреля 1994 года. Тогдашний атаман лукаво поставил первым церковный межконфессиональный вопрос. Как результат, казаки, имевшие смелость думать, что «отчую веру, как и Родину, не выбирают», вынуждены были уйти с твердым убеждением о невозможности дальнейшего пребывания в «ЗС» и намерением создать новую истинно казачью организацию.

Рождение новой организации было окончательно оформлено на учредительной Великой Раде Казачьего Войска Запорожского Низового 17 сентября все того же 1994 года. Возглавил его казачий полковник Александр Панченко (бывший кошевой есаул «ЗС»).

КВЗН, в состав которого влились многие видные деятели казачьего возрождения, сотни офицеров армии и флота, офицеры-отставники и ветераны Афганистана, решительно объявило себя продолжением того Войска Запорожского Низового, которое было упразднено в июне 1775 года указом Екатерины II. По существу, продолжением автономного казачьего государства, известного в истории под названием «Земли Вольностей Войска Запорожского Низового», юрисдикция которого распространялась на территории нынешних Запорожской, Днепропетровской, Донецкой, Херсонской, Николаевской, Кировоградских областей. Казаки решительно заявили, что поддерживают только каноническую УПЦ, восстанавливают связи с побратимами на Дону и Кубани, выступают за духовное единство славянских и других православных народов Украины, России, Белоруссии. Поддержку КВЗН сразу же выразили капитаны индустрии, объединенные в областной Союз промышленников и предпринимателей «Потенциал» и, в первую очередь, президент крупнейшего в СНГ авиадвигателестроительного ОАО «Мотор Сич», Герой Украины, народный депутат Украины В.А. Богуслаев.

На Учредительной Великой Раде, которая состоялась по инициативе ряда областных казачьих организаций в мае 1996 года, создано всеукраинское казачье объединение под названием Союз казаков Украины «Войско Запорожское». Таким образом, СКУ-«ВЗ» с несколькими тысячами «сабель» стал массовым и авторитетным казачьим союзом нашей страны.

Изначально КВЗН (а потом и СКУ-«ВЗ») определил для себя четыре основных направления деятельности:

1. Военно-патриотическое воспитание молодежи, адресная подготовка к службе в армии.

2. Помощь государству в охране общественного порядка, особенно в сельской местности, охране государственной границы, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3. Развитие казачьей экономики.

4. Развитие казачьих традиций, культуры, истории, популяризация ее среди населения.

Именно в том, что у Войска появилась четкая программа деятельности, и заключался рецепт его успеха. Сегодня в Украине зарегистрировано множество «казачеств», у которых нет четкой программы, действующих хаотично и бессистемно, часто подменяющих реальную казачью деятельность откровенной демагогией, имитирующих борьбу за «чистоту казацкого духа».

Одним из приоритетных направлений деятельности КВЗН является военно-патриотическое воспитание молодежи. С марта 1993 года в Запорожской области появляется первая казачья школа джур. Сегодня только в Запорожской области их 10. Это профессионально работающие внешкольные учебно-воспитательные заведения со своими зданиями, штатом учителей. С 1998 года первая в Украине школа джур под руководством В. Нарижного получила статус государственной. От обычных школьников джуры отличаются многим. Это не только дисциплина и субординация в воспитательно-обучающем процессе, военно-физкультурном уклоне, углубленном изучении истории и культуры нашего народа, но и воспитание казачьей мужской ментальности. Работающие с джурами казачьи офицеры прививают им духовность, любовь к родной земле, казачеству. Школы джур стали настолько популярны среди родителей, желающих отдать своих детей в подобные заведения, что, например, в Энергодаре существует конкурс среди поступающих, подобный конкурсу во многие престижные вузы. Только в Запорожской школе джур постоянно обучается свыше 700 учеников.

В 1999 году Войском был подписан договор с Национальной академией государственной пограничной службы Украины имени Богдана Хмельницкого об учебе лучших выпускников школ джур в этом учебном заведении. 34 бывших джур стали кадровыми офицерами Пограничной службы Украины.

Многие джуры, учитывая их подготовку, отслужили в элитных частях Вооруженных Сил Украины, принимали участие в миротворческих операциях под эгидой ООН.

Да и те джуры, которые не намерены надевать погоны, вырастают сильными, уверенными в себе людьми, способны в случае необходимости дать достойный отпор и защитить слабых.

Помощь государству в охране общественного порядка СКУ-«ВЗ» осуществляет путем создания казачьих спецдружин. Помогают казаки во время проведения массовых мероприятий, охраняют храмы во время крупных православных праздников, патрулируют земли, охраняемые государством (заповедники, природоохранные зоны). В частности, организовывают рейды по своей родной Хортице. В сельской местности заключаются договора с сельскохозяйственными предприятиями об охране урожая. Это выгодно обеим сторонам и эффективно. Кроме того, само присутствие казаков в степях оздоровляет тамошнюю криминогенную обстановку. Ведь ни для кого не является секретом, что зачастую на несколько сел приходится один участковый инспектор. И каждая пресеченная попытка воровства домашней живности или урожая - это лучшая пропаганда казачьей идеи. Только в Запорожской области работает 18 казачьих спецдружин. Ежегодно в помещении Генеральной канцелярии СКУ-«ВЗ» проводится областное совещание по координации взаимодействия и подведения итогов года с участием руководства области и ГУМВД в Запорожской области. Многие казаки-дружинники награждены ведомственными наградами МВД Украины, региональными орденами и медалями, почетными грамотами за активную и результативную правоохранительную работу.

Казачество стремится не быть иждивенцем, а самостоятельно зарабатывать деньги и обеспечивать свои нужды. Это стремление и называется «становлением казачьей экономики».

Казаки владеют землей, разводят скот и рыбу, возобновляют вырубленные лесопосадки, благоустраивают территории «малой Родины», воспитывают казачат в духе сечевого побратимства.

С 2002 года в Запорожской области было принято три областных программы о развитии и поддержке Запорожского казачества.

Первая Программа (2002 г.) дала казачьим куреням возможность иметь в льготном пользовании земли госрезерва, ставки (пруды), сады. Это и укрепило экономические возможности куреней.

Вторая Программа (2007 г.) впервые в Украине отрыла бюджетное финансирование крупных казачьих мероприятий.

Третья Программа (2010 г.) соединила в себе все лучшее двух предыдущих и впервые прописала финансирование помощи казакам в охране общественного порядка, а также дала толчок к принятию соответствующих районных программ.

Весомый вклад несет СКУ-«ВЗ» и в возрождение казачьей традиции, истории и становлении национальной идеи. Созданы два казачьих ансамбля, один из которых (войсковой из пгт Веселое) неоднократно становился лауреатом многих всеукраинских и международных конкурсов патриотической песни. Впервые Войском издан песенник с нотами современной запорожской казачьей песни. К слову, КВЗН записал на компакт-диске гимн Войска Запорожского Низового, слова которого написаны запорожским поэтом Пилипом (Филиппом) Юриком, а музыка - запорожским композитором Юрием Ивченко. Исполнил его запорожский казачий хор, которому аккомпанировал всемирно известный симфонический оркестр Запорожской областной филармонии под руководством Вячеслава Реди. Диск разошелся по всей Украине и казачьей России. Ведется постоянное обустройство мест казацкой славы, возводятся мемориалы и исторические комплексы (пгт Покровское, г. Токмак и др.), обустраиваются давние казацкие захоронения (с.Сурско-Михайловское), проводятся восстановительные работы и казацкие мероприятия на месте Каменской Сечи (Херсонская обл.) и т.д.

Особо важным Войско считает возрождение исторической памяти грандиозной и трагической битвы на р. Калка в 1223 году. Славянская катастрофа на Калке (благодаря разобщенности князей) стала предтечей падения Киевской Руси и многовекового татаро-монгольского рабства. С 1998 года Войско проводит поминальный день в память о нелепо погибших русичах и гибели единого восточнославянского государства. Поставлены казаками гранитный поклонный крест и часовня преподобного Ильи Муромца, а с 2010 открыт и обустраивается казацкий историко-культурный комплекс «Поле славянского мужества».

Возрождены казачьи обряды. Для организованной и слаженной работы у Генеральной канцелярии Войска имеются две обустроенные канцелярии. Важной особенностью КВЗН является то, что награды и звания, в отличии и многих других «казачеств», выдаются скупо и только за выдающиеся личностные достижения и заслуги.

Но не всегда события проходили гладко и спокойно. За годы деятельности казакам не раз приходилось проявлять твердость в защите своих прав и отстаивании интересов православного украинского народа. Благодаря решительному казачьему «Нет!» прекратились попытки мусульманской общины построить мечеть возле острова Хортицы - в священном для каждого православного русича месте. Вняв предупреждениям, тогдашняя городская власть вынуждена была отказать мусульманам.

Особенно отличились запорожцы в Крыму. В 2003 году, накануне Благовещенья, почти шесть сотен казаков СКУ-«ВЗ» в полной походной форме появились под стенами Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря. Приходилось защищать монастырь от захвата крымско-татарскими экстремистами.

В 2004 году в поселке Симеиз сводный полк СКУ-«ВЗ» помогал спецназу МВД ликвидировать последствия самозахвата оздоровительного лагеря «Наука». В свете этих событий решением Ялтинского горсовета и горисполкома при Алупкинском райотделе милиции в сентябре того же 2004 года создано Пограничное казачье формирование по охране общественного порядка.

В 2005 году боевики меджлиса устроили в Бахчисарае массовые беспорядки, требуя закрыть славянский базар - более дешевый, чем у них - рынок в центре города. В течение всей этой многодневной бойни с привлечением спецподразделений МВД и бронетехники казаки Бахчисарайского куреня отбивали атаки «аскеров». Запорожцам пришлось так же мощно и решительно отстаивать святыню Православия - Свято-Успенскую Почаевскую лавру от посягательств воинствующих униатов.

Вообще, повторяющаяся из года год ситуация в Крыму позволяет безошибочно определить, является ли организация, именующая себя патриотической, на самом деле таковой.

Вместе с тем, возрождение казачества могло бы быть на порядок более результативным, если бы все казачьи организации работали в единой связке. К сожалению, уровень нормативно-правового обеспечения не соответствует уровню потребностей такой институции, как казачество. На современном этапе в Украине казачество возрождается, главным образом, в виде общественных организаций с культурологическими, хозяйственными и другими функциями. Неразвитость законодательной базы обусловлена, в первую очередь, отсутствием концептуальной определенности деятельности казачества, его места в обществе, что приводит к разброду, шатаниям и политическим колебаниям в казачьей среде. Причиной всему является своеобразный устаревший «псевдоромантизм», с которым нужно как можно быстрее расставаться. Важно понимать, что невозможно вернуться даже в начало XX века, не говоря уже о казачестве XVI-XVII веков.

Кроме того, крайне необходимо избавиться от застарелых проблем, порожденных отсутствием законодательной базы со стороны государства. Прежде всего, это анархичность «атаманщины», когда каждый атаман районного уровня мнит себя главным казаком страны, и плевать ему на всех тех, кто с этим не согласен. Зачастую все «заслуги» у такого «атамана» - это двух-трехлетнее поднимание бокалов с казацким «будьмо!».

Следующая проблема казачества - это так называемые «броненосцы». Всем известны типичные ничего не делающие, по сути, индивиды в генеральских, а теперь уже и в маршальских погонах, осыпающих всех и вся на своем пути значками, а также присваивающие генеральские звания по принципу «кто мне друг сегодня, тому и генералом быть». Также нелепо выглядят попытки  некоторых атаманов отметиться «здравой» критикой псевдоказачьего «звездопада» и «чинопада», маршальских и гетманских погон, будучи сами носителями маршальских и гетманских звезд.

Понятно, что все это следствие многолетнего отсутствия действенного диалога с властью.

Справедливо критикуя бездействие государственных структур, нам также нужно обратить внимание и на себя. В конце концов, наша всеядность и нетребовательность породила и позволяет существовать всем этим гетманам и маршалам. Стоит отметить, что и в многотысячном СКУ-«ВЗ» есть генералы (Верховный Атаман и его заместитель). Вот только последнее генеральское звание было присвоено в 1997 году, когда только начинала формироваться идеологема Войска и структурная концепция СКУ-«ВЗ».

Для решения всех этих проблем необходимо четко определиться с основными задачами и перспективами развития современных запорожцев. 

Главной целью казацкого движения на ближайшее время должно стать принятие Закона о казачестве Украины. На государственном уровне должны быть окончательно решены вопросы, касающиеся юридического статуса казачества.

Стоит сказать, что властью были проделаны такие попытки. Был создан Координационный Совет Украинского казачества при Президенте Украины. Однако за несколько лет своего существования, кроме «выпускания пара», этот совет практически ничего другого не делал.

Кроме лидеров всеукраинских казачьих организаций, в него попали люди, не имеющие напрямую отношения к казачеству. Из-за такой разношерстности, а, главное, из-за отсутствия государственного органа и исполнительной вертикали, которые должны были воплотить их в жизнь, любые решения Координационного Совета так и остались лежать в папках под толстым слоем архивной пыли.

Есть ряд атаманов, критикующих законопроект от 04.10.2010 «Про козацтво та козацькі організації в Україні». Эта критика отчасти является справедливой, т.к. текст этого законопроекта стал компромиссом в результате длительной и острой борьбы различного понимания путей развития казачества в Украине. Понятно, что в силу этого он не до конца сбалансирован. Однако даже в нем прослеживается план решения «застарелых казачьих проблем».

Закономерно, что вхождение современного казачества в государственные структуры - процесс долгий и поэтапный. Не стоит бояться будущего огосударствления казачества. Ведь решать серьезные и необходимые народу задачи не возможно, находясь в детских коротких штанишках общественных организаций.

С принятием юридического статуса открывается огромное поле деятельности. Казакам можно и нужно доверить участие в охране границы страны и соблюдение правопорядка внутри державы.

Возьмем для примера три области Украины: Херсонскую, Запорожскую и Донецкую, чьи восточные границы омывают воды Азовского моря. Поскольку эти воды, в соответствии с последними правительственными договоренностями, признаны внутренним морем Украины и дружественной Российской Федерации, охрана этого участка государственной границы не несет такого жесткого характера, как охрана черноморского побережья. Однако из-за своей малой численности местные пограничники часто не в состоянии контролировать все вверенные им участки. В результате буйно процветает контрабанда, браконьерство и другие виды незаконной деятельности. Конные или моторазъезды местных казаков полностью могли бы содействовать решению проблемы.

Остается недостаточным обеспечение милицейскими кадрами в сельской местности, когда один участковый инспектор должен обслуживать несколько населенных пунктов. Практически решить данную проблему может казачество. Как пример, можно привести участие казачьих спецдружин СКУ «ВЗ» в охране правопорядка.

Для организации двустороннего диалога с руководством страны предлагается вместо достаточно аморфного Координационного Совета создать более организованный Совет Атаманов Украины (по типу коллегии). При этом решения Совета будет воплощать в жизнь Государственный департамент по вопросам развития казачества при Кабинете министров Украины, имеющий в своем составе соответствующие структуры в областных администрациях.

Но Закон о казачестве, Совет Атаманов Украины и Департамент не является конечной целью. Это всего лишь механизмы для решения казацких проблем и организации работы казачества.

Современное казачество должно меняться. Это трудно, непривычно и даже болезненно. Но без кардинальных изменений движение может полностью выродится в фольклорно-театральный клуб и, в конечном счете, сойти на нет.

Многие атаманы, призывающие к совершенствованию, должны понимать, что меняться нужно им самим. На протяжении двадцати лет возрождения в ряды казачьих формирований пришло множество случайных людей, которые не только истории страны не знают, но и имеют поверхностные представления о казаках в целом. Настоящее возрождение начнется лишь тогда, когда каждый казак четко станет понимать, что по нему судят не только о запорожцах, но и о народе и стране в целом. Стоит отказаться от тщеславных и корыстных целей. Лишь тогда современное казачество станет широким общественно-политическим и культурологическим течением, которое объединит все слои украинского народа и сможет цивилизованными методами решать все поставленные задачи и цели.

Генерал-хорунжий Александр ПАНЧЕНКО,
верховный атаман Союза казаков Украины - «Войско Запорожское»
Источник: www.kazak-center.ru
 
 
 
 

Новости

 
 
 
 
 
 
 
 

Кто  на сайте

Сейчас 34 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша  фонотека

Песня "На урале"

{s5_mp3}na-urale.mp3{/s5_mp3}

Стихотворение "Казаки"

{s5_mp3}Natalia-zhalinina-kazaki.mp3{/s5_mp3}

Песня "Любо"

{s5_mp3}stih3.mp3{/s5_mp3}