До сих пор поисковые отряды находят в лесах могилы неизвестных солдат. Сейчас, когда отмечается 70-летие контрнаступления Красной армии под Москвой, к каждой братской могиле приходят местные жители и в память о защитниках, ценою собственной жизни отстоявших свободу и независимость нашей Родины, с благодарностью возлагают цветы.
Особым уважением среди местных жителей и ветеранов Серпуховского района пользуется воинский мемориал Славы. Он был создан несколько лет назад при содействии ветеранов 5-й гвардейской стрелковой дивизии и непосредственном участии легендарной разведчицы, уроженки города Воронежа, Антонины Владимировны Ефремовой, кавалера четырех боевых орденов и множества медалей.
При обороне Воронежа этой смелой девушке пришлось более 17 раз переходить линию фронта. Отважная разведчица принимала участие в ожесточенных боях на Чижовском плацдарме, где, казалось, горела сама земля. О битве на Курской дуге напоминает тяжелое ранение, всегда ноющее к непогоде. А освобождение Восточной Пруссии и взятие Кенигсберга обошлось серьезной контузией.
Целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели и железная воля разведчика, воспитанные на фронте, не раз помогали Антонине Владимировне и в мирной жизни.
Наверное, многим памятно, как летом 2005 года состоялся необычный визит Президента России Владимира Путина в Серпухов. Это «Тонька-разведчица» дошла до самого Верховного Главнокомандующего, когда вопрос со строительством мемориала несколько затянулся. Именно к ней персонально приезжал в Серпухов Владимир Путин и в знак благодарности и уважения к ратным подвигам женщины-разведчика подарил автомашину «Волга».
16 декабря, в день начала контрнаступления советских войск на Серпуховском направлении, на мемориале Славы в Серпуховском районе собралось несколько сот человек. Поминальной молитвой и Минутой молчания вспомнили о погибших героях курсанты военных учебных заведений, представители ветеранских организаций и органов власти, учащиеся школ города Серпухова и Москвы, внуки бойцов, сражавшихся на этой земле осенью 1941 года. Торжественным моментом стало появление знаменной группы, которая внесла копию Знамени Победы и Боевое знамя 5-го гвардейского стрелкового полка.
Теплые слова были сказаны в адрес присутствующих на митинге ветеранов. Почтить память о погибших однополчанах приехал ветеран 83-й стрелковой дивизии Алексей Миляев, ныне проживающий в поселке Бутурлиновка Воронежской области. Также из Воронежа приехала внучка красноармейца Сергея Макарова, получившего в оборонительных боях за Серпухов в ноябре 1941 года тяжелое ранение и эвакуированного на излечение в Подольск. Сергей Федорович прошел всю войну и скончался в 90-е годы, но память о первых тяжелых боях под Серпуховом навсегда сохранилась в сердце солдата. Так что визит на мемориал его внучки оказался совсем не случайным
Однако сейчас, когда отмечается столь знаменательная дата, хотелось бы обратить внимание на иные вопросы, несомненно, непосредственным образом связанных с памятью о погибших и отношением к живым участникам Великой Отечественной войны.
В последние годы в СМИ и в Интернете с завидной регулярностью появляются умные рассуждения о том, что же это такое - патриотизм. Было время, когда слово «патриот» являлось чуть ли не ругательным. Слава Богу, сейчас вроде бы что-то стало меняться к лучшему. Однако при всех этих позитивных изменениях самую серьезную обеспокоенность вызывает такой вопрос: «Что будет после того, как от нас уйдет последний ветеран Великой Отечественной войны?»
По всей России имеются тысячи ветеранских организаций, множество патриотических общественных движений, сформирована целая государственная система патриотического воспитания, во главе которой стоит Росвоенцентр и территориальные Центры патриотического воспитания. Казалось бы, при такой мощной системе патриотическая работа должна просто кипеть, фонтанировать идеями и проектами. К сожалению, надо честно признаться, этого нет. Не то, чтобы вообще уж ничего не делается, но, как может показаться с первого взгляда, деятельность в рамках патриотического воспитания носит скачкообразный характер, как правило, приуроченный к знаменательным «круглым» датам.
«А как же тогда должно быть?» - возникает разумный вопрос. Как мне кажется, вся деятельность многочисленных патриотических организаций должна быть объединена на уровне федерального центра и спланирована в зависимости от направления работы. При этом на уровне субъектов федерации и на муниципальном уровне должны быть созданы соответствующие структуры, имеющие обратную связь с федеральным центром.
Кто-то может возразить, что предлагаемая структура дублирует структуру Росвоенцентра. В ответ на это предлагаю провести следующий эксперимент. Наберите в любой поисковой системе слова «Патриотическое воспитание» и посмотрите результаты поисков. Ссылок ни на Росвоенцентр, ни на иные Центры патриотического воспитания невозможно обнаружить. Получается, формально они есть, а реально их работы не видно. Ни планов, ни отчетов о результатах исполнения намеченных планов.
Деятельность всех многочисленных организаций разобщена и, можно предположить, не имеет целенаправленного и поступательного планирования. Может быть, я заблуждаюсь и напрасно сетую. Хотелось бы верить, что все не так на самом деле. Однако приведу несколько примеров из личного опыта.
Как известно, Президент России и премьер-министр неоднократно говорили о социальной ответственности бизнеса. Так вот, могу сказать - ответственность у нас есть, а вот поддержки инициативам предпринимателей со стороны государства нет. Несколько лет подряд наша бизнес-компания накануне знаменательных праздников проводит благотворительные акции по оказанию поддержки ветеранам и инвалидам ВОВ: мы предоставляем на свои услуги скидки до 50%, а порой оказываем услуги вообще бесплатно. Для информирования ветеранов о проводимых акциях, как правило, официально обращаемся в территориальные органы исполнительной власти. Информация там принимается, но не доводится до заинтересованных лиц, т.е. до ветеранов. К нам приходят единицы, случайно узнавшие об акции… Объяснить эту парадоксальную ситуацию невозможно. Казалось бы, напротив, надо поддержать начинание и развивать его, а получается обратное - инициатива умалчивается.
А вот еще один пример. Для кого проводятся торжественные мероприятия? Для ветеранов или чиновников? Выше упоминалось, что 16 декабря на мемориале Славы по приглашению Антонины Ефремовой собрались ветераны Серпуховского района, школьники, в том числе и одной из столичных школ, представители государственных организаций, курсанты военных вузов. Мероприятие было назначено на 12.00. Погода выдалась промозглой, шел дождь, и ветераны, прибывшие ранее намеченного срока, в скором времени основательно промерзли, так что пришлось просить сотрудников ГИБДД усадить ветеранов в микроавтобус, чтобы они окончательно не озябли.
Минуло 12 часов, а митинг так и не начался. Как оказалось, мы все - более полутора сотен человек ожидали молодого и здорового главу местного района, который не был ветераном, но без которого никто не решался начать мероприятие. Видимо, дела огромной государственной значимости не позволили главе района приехать своевременно, а 90-летние заслуженные старики, ради которых, собственно, и проводилась церемония, были вынуждены его ожидать. Более того, за исключением Антонины Ефремовой ни один из присутствовавших ветеранов не был приглашен в импровизированный президиум. Они так и стояли в сторонке, терпеливо ожидая возможности возложить цветы к братской могиле однополчан…
Слова были красивые. О памяти, о том, что никто не забыт, о лишениях и трудностях… Только вот на церемонию не было приглашено ни одного родственника погибших здесь солдат! Как потом пояснила Антонина Владимировна, лишь однажды сюда приезжал внук одного из бойцов… Больше - никого! Вся огромная государственная махина, нацеленная на патриотическое воспитание и увековечивание памяти о погибших, так и не удосужилась отыскать ни одного родственника из тех 250 солдат, чьи фамилии выбиты на надгробьях. А ведь в земле под Серпуховом лежат тысячи бойцов…
Можно было пригласить родственников хотя бы символически: пусть боец остался безвестным и лежит безвестным где-то в лесу, но ведь есть мемориал, куда можно и нужно приходить, чтобы вспомнить об этом неизвестном солдате, чьем-то деде или прадеде. Есть на мемориале часовенка, где можно и нужно затеплить поминальную свечу.
Не буду называть район, но точно знаю, что в прошлом 2010 году, в день Великой Победы на мемориал, где захоронено более 2500 солдат не пришел никто, ни один местный житель. Видно, вся администрация собралась тогда на другом мемориале, а разнарядки не было… А сколько одиноких солдатских могилок вообще оказываются позабытыми… Даже во время праздников….
Вот и на мемориале у Антонины Владимировны Ефремовой тоже имеются острые проблемы, требующие незамедлительного разрешения. Мы хорошо научились говорить красивые слова о памяти и благодарить ветеранов за их подвиги, а в реальной жизни уборку и содержание территории мемориального комплекса осуществляет муж Антонины Владимировны - Анатолий Игнатьевич. Летом-то хорошо, можно метлой помахать, а вот зимой, когда обильные снегопады, бывает, даже лопаты ломаются, не выдерживают. Анатолию Игнатьевичу приходится с утра до вечера «утюжить» территорию, если кто-то из посетителей не проявит участия и не поможет. Ведь что получается: в реальности комплекс есть, а на балансе у районных властей он до сих пор не стоит и денег на его обслуживание в бюджете района не заложено. Так, может быть, вместо слов было бы лучше поддержать заслуженных ветеранов делом - взять на баланс содержание мемориального комплекса?
Есть в Серпухове и своя казачья сотня. Местные СМИ довольно много внимания уделяют казакам, что не может не радовать. Да только вот на торжественном мероприятии 16 декабря никого из казаков не было. Я тоже еще загодя приглашал казаков приехать на мемориал, чтобы почтить память. Никто не приехал! У всех дела…
От имени Антонины Владимировны я разослал приглашения в адреса десятков общественных организаций, так или иначе связанных с патриотической деятельностью. Реакции не последовало, даже не поблагодарили за приглашение… Оно, конечно, в столице-то гораздо удобнее отмечать такую знаменательную дату, как 70-летие битвы под Москвой… Уютно и тепло… Только наши деды и прадеды сражались и стояли насмерть не в кабинетах…
Так что же будет, когда от нас уйдет последний ветеран?
Михаил ЕПИФАНЦЕВ