Инициаторами и организаторами террора стали лидеры первой волны большевистской власти: Яков Свердлов, Лев Троцкий, Серго Орджоникидзе и др. Подписал директиву Яков Свердлов, имя которого в настоящее время по злой иронии судьбы носит одна из областей России, в границах которой проживают оренбургские казаки.
Директива требовала «провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам…» якобы под предлогом их прямого или косвенного участи в борьбе с советской властью. Однако на самом деле истребление казачества велось независимо от их участия в борьбе с советской властью, невзирая на возраст и пол.
В течение 1920-1930 гг. казачество понесло тяжелые потери. Власть цинично и жестоко уничтожила генофонд казачьего народа. В массовом порядке истреблялись дети, женщины, старики. Кроме расстрелов, казаки-мужчины всех возрастов насильственным путем партиями направлялись в концентрационные лагеря, где подвергались уничтожению.
Наряду с физическим уничтожением казачьего населения власти в спешном порядке разрушили социально-экономический уклад жизни казачества, а также веками сформированные традиции, культуру, правила отношения в семье и обществе.
За пять лет казачьи земли, носившие названия казачьих войск (Донское, Терское, Уральское, Оренбургское, Кубанское и т.д.) и отличающиеся высокой культурой обработки и благоустройством хозяйств, были насильственно отобраны и поделены между республиками, областями и районами возникшего на руинах Российской империи Советского Союза.
Казачьи войска были ликвидированы, представительства казачества во всех органах власти упразднены. Дома высланных и истребленных казачьих семей были спешно заселены беднотой из различных регионов России.
Власти запретили ношение казачьей национальной формы одежды и упразднили традиционный порядок подготовки казачьей молодежи к военной службе.
Несмотря на причиненный ущерб и враждебное к себе отношение, часть казаков подчинилась новой власти и приняла активное участие в преобразовательных процессах строительства нового общества.
Однако это их не спасло. Их также уничтожали, использую величайшую осторожность и хитрые уловки. Так, в 1925 году власти имитировали прекращение террора в отношении казаков, открыто признали ошибочными свои действия. В соответствии с решением апрельского (1925 г.) Пленума ЦК ВКП (б) были разработаны меры по восстановлению казаков в гражданских правах и вовлечению их в социалистическое строительство.
Было разрешено ношение традиционной казачьей одежды и знаков отличия. Обозначилась работа по возрождению административно-территориального и национально-государственного устройства казачества. Был принят ряд мер по сохранению и приумножение казачьих традиций. Все это преподносилось как добрые перемены в государственной политике по отношению к казачеству.
На самом деле все эти действия являлись лишь подлым актом по истреблению казачества, ушедшего в эмиграцию. Таким образом власти выманили эмигрировавших казаков обратно в Россию, где они подвергались жестоким гонениям.
Сегодня казаков и их потомков, спасшихся от террора в эмиграции, можно встретить в Америке, Канаде, Чили, Германии, Австрии, Австралии, Китае и других странах. Все они в этот день отдают память жертвам казачьего геноцида на исторической Родине.
Законом Российской Федерации в 1991 году террор против казачества признан незаконным и преступным. Казачество получило право на реабилитацию и, как следствие, в России возникло массовое движение за возрождение казачества.
В канун скорбной даты предлагаю братьям-казакам почтить скорбной памятью тех, кто оказался жертвами величайшего преступления - казачьего геноцида, и еще с большим усердием продолжить борьбу за возрождение российского казачества.
Царство небесное жертвам террора!
Да поможет нам Господь и Пресвятая Богородица в наших делах по возрождению казачества!
Казачий генерал Владимир ГЛУХОВСКИЙ
обращение подготовлено при содействии
информационного центра «Славянский»