Лично я не верю в автокефалию. Все, кто предпочитал автокефалию спасению, все, кто воображал Бога своим политическим единомышленником - уже давно в расколах. Церковному народу автокефалия не нужна. Даже простые бабки в селе и то так говорят.
Нас не интересуют политически мотивированные изменения в Церкви. Понятию «национализм» - едва ли двести лет. А Церкви - две тысячи.
Нельзя унижать Церковь Христову сведением Ее до уровня идеологического инструмента в формировании чьей-нибудь идентичности. Как правило, все эти идентичности формировались и формируются кукловодами, которые находятся очень далеко.
Откуда в Москве взялись Патриархи? Ими стали киевские митрополиты, которые переехали в Москву после разрушения Киева. Причем довольно долго они сохраняли титул «Киевский и Всея России». То есть Московские Патриархи - это наши же родные киевские предстоятели.
Как, кстати, и государи. Владимирские князья и московские цари не взялись ведь ниоткуда. Андрей Боголюбский был внуком Владимира Мономаха. Ну очевиден же маразм тех, кто записывает Владимира в «великие украинцы», а Андрея - в «проклятые москали»! Русский царь Иван Грозный и основатель Запорожской Сечи Байда Вишневецкий вообще были двоюродными братьями.
А делать трагедию из того, что теперь Патриархи живут в Москве - это то же самое, что жителям города Мироновки выступать против Киевского митрополита. «Не хотим, мол, подчиняться этому Киеву, хотим своего патриарха - Мироновского и всея Коропышей»…
Естественно, в такой «Мироновской автокефальной церкви» и уровень церковных наук, и социальной работы будет «соответствующим».
Нам дорого единство Церкви. Духовное единство - это живая память и непрерывная традиция. А организационное единство - это колоссальные возможности. Для миссионерства, для богословия, для любых проектов. Кто искусственно замыкается в своем маленьком мирке - всегда проигрывает.
Атаман Верного казачества А.С. СЕЛИВАНОВ