Ответственность на свою голову

Печать

В России создано тысячи некоммерческих организаций, различных благотворительных фондов, общественных движений, декларирующих социальную направленность своей деятельности. Что ж, такие благие намерения можно только приветствовать и поощрять. Не отстраняются от решения социальных вопросов и отраслевые ассоциации, союзы, гильдии, члены которых в меру своих сил и возможностей самостоятельно организуют социально-ориентированные проекты и акции. Однако справедливости ради надо признать, что даже при наличии такого огромного общественного ресурса в лице некоммерческих организаций, проблема, к сожалению, лишь усугубляется. Безусловно, разовые акции или проекты нужны, никто не оспаривает их значения, но они, как правило, скорее носят эпизодическую направленность или нацелены на решение конкретной адресной проблемы в интересах одного или нескольких человек, оказавшихся наедине с бедой. В качестве дополнения к государственной системе они позволяют решить проблему отдельного человека, но сформировать базис, на котором сможет основаться такая система, при которой государство может гарантировать удовлетворение минимальных запросов в интересах неограниченного числа незащищенных категорий граждан, они не могут.

Возникает вопрос о государственных гарантиях обеспеченности и доступности, например, бытовых услуг для незащищенных категорий граждан, являющихся жителями сельской местности, рабочих поселков, малых городов России. Не секрет, что доходы жителей российской глубинки гораздо ниже, чем в областных центрах. А вот оплачивать повседневные бытовые услуги им приходится дороже, чем эти самые услуги обойдутся горожанину, поскольку к стоимости самой услуги следует приплюсовать чрезвычайно высокие транспортные расходы.

Одним из возможных решений этой социальной проблемы может стать повсеместное внедрение социальных муниципальных заказов, в рамках которых предприниматели могут оказывать минимальный набор социально значимых услуг. Сейчас существует так называемая потребительская корзина, где есть минимальный перечень товаров и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека. Не будем оценивать достоинства или недостатки этой «корзины», отметим только лишь позитивное влияние такого решения. Так может и для бытовых услуг ввести понятие «потребительской корзины социально значимых бытовых услуг»? Это станет тем рубежом, той границей, которую обязаны обеспечить местные органы самоуправления для своих жителей и ниже которой опускаться нельзя, поскольку эта граница будет определена законодательным образом, например, региональным или муниципальным правовым актом. dscn1698-1

Конечно, наиболее оптимальным решением станет вариант, когда на федеральном  уровне будут разработаны федеральный перечень социально значимых услуг и Положение об аккредитации в качестве социально ориентированного предприятия (индивидуального предпринимателя). Собственно говоря, в этом и заключается роль государственного регулирования рынка социально значимых услуг.

В России сейчас около 30 млн пожилых людей - это более 20% населения страны. 4,3% из них - люди старше 75 лет. Более 20% пожилых людей проживают одиноко, а 50% испытывают затруднения при ходьбе и подъеме по лестнице. Почти 50% людей старшего возраста оценивают своё здоровье как плохое, а 10% - как очень плохое. 31% испытывают затруднения при самообслуживании (одевании, купании, приёме пищи, отправлении естественных потребностей), а 8% не в состоянии выйти из своих квартир. Кто и на каких условиях будет поддерживать стариков - вопрос совсем не праздный!

Судя по прогнозам экспертов, в России продолжается сокращение экономически активного населения. К середине столетия в нашей стране будет проживать более 40 млн пенсионеров. Государству будет всё сложнее выполнять принятые на себя социальные обязательства, и оно неминуемо встанет перед вопросом оптимизации расходов. Не нужно быть аналитиком, чтобы спрогнозировать, каким образом государство попытается это разрешить. Оставляя без поддержки стариков сегодня, мы тем самым собственными руками подготавливаем для себя катастрофу, которая ожидает нас в будущем. Если замалчивать этот злободневный вопрос, ситуация не рассосется, а напротив - только усугубится.

В России никто не ставит под сомнение, что люди пожилого возраста заслуживают уважения и поддержки как со стороны государства, так и общества. Правительство России неоднократно заявляло, что проводит социально-направленную политику. Однако в последнее время в ряде СМИ появилась информация о намеченных изменениях как в области пенсионного обеспечения, так и в рамках оказания поддержи льготным категориям граждан.

24 сентября информ-агентство «Вести экономика» сообщило о намерении Правительства Москвы отменить в наступающем 2013 году для малого и среднего предпринимательства льготы по аренде недвижимости, находящейся в казне города Москвы, о чем сообщила в интервью руководитель Департамента имущества столицы Наталья Бочарова. Таким образом, предприятия малого бизнеса, предоставляющие москвичам социально значимые услуги, а это, прежде всего, образовательные и медицинские учреждения, предприятия бытового обслуживания, магазины и социально ориентированные точки общественного питания, окажутся перед выбором: «Каким образом предоставлять услуги?»

По сведениям московского Департамента имущества на сегодняшний день в столице действует 12 тыс. договоров по предоставлению имущества в аренду на льготных условиях. При этом предприятия, оказывающие социально значимые услуги, для удобства потребителей должны располагаться в пешеходной (шаговой) доступности для жителей, то есть в тех местах, где рыночные ставки на аренду помещений чрезвычайно высоки, что ставит под вопрос успех коммерческой деятельности в данном направлении.

Чтобы было понятно, о чем ведется речь, целесообразно обратиться к Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52492-2005 «Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам». Так вот, под социально значимыми бытовыми услугами ГОСТом определяется результат деятельности исполнителей в сфере бытового обслуживания населения - обеспечение бытовыми услугами малоимущих граждан при поддержке отраслевых и территориальных органов исполнительной власти, направленное на удовлетворение жизненно необходимых минимальных потребностей малообеспеченного населения, имеющих социально-общественную направленность.

Какой на практике получается поддержка, видно из предложения г-жи Бочаровой. Можно предположить, что в случае принятия предложения Департамента имущества Правительством Москвы произойдет неконтролируемый развал всей инфраструктуры столичного потребительского рынка.

По имеющимся на сайте Правительства Москвы сведениям, на сегодняшний день правом на социальную помощь располагают: 667601 федеральный льготник и 930465 региональных льготников. Руководитель Департамента социальной защиты населения Москвы Владимир Петросян на заседании Правительства по вопросам развития новых территорий привел следующие данные: на новых территориях проживает 230 тысяч жителей, из которых 80 тысяч - льготники, в том числе - 7300 ветеранов ВОВ и 24 тысячи ветеранов труда.

Кто и на каких условиях будет предоставлять социально значимые бытовые услуги более чем 1,5 млн столичным льготникам - пока неизвестно. На сегодня можно твердо сказать только одно - при отмене льгот по аренде, стоимость бытовых услуг увеличится примерно на 27-30%, что ударит по кошельку не только льготные категории граждан, но и каждого москвича. Чтобы выжить при таких обстоятельствах, ряд предприятий будет вынуждено перепрофилировать свою деятельность на более рентабельные направления. Некоторая часть предпринимателей попросту прекратят официальный бизнес, отдав предпочтение работе «на дому». Кто выиграет от этого - сказать сложно, а вот кто явно проиграет - очевидно.

Реально оценивая ситуацию и возможные негативные последствия, органы исполнительной власти, тем не менее, продолжают решать социальные вопросы пожилых людей слишком прямолинейно и упрощенно, даже не пытаясь озаботиться совершенствованием механизма государственного регулирования рынка социально значимых бытовых услуг. Как показывает практика, опыт Москвы непременно найдет поддержку и применение в регионах, где и так ситуация с оказанием услуг давно требует вмешательства со стороны властей, поскольку социальная напряженность нарастает с каждым годом. В этом смысле хорошим индикатором роста социальной напряженности в обществе является избирательная пассивность электората, отмеченная  на прошедших не так давно выборах.

Бытовые услуги, если их рассматривать несколько отвлеченно от отраслевого признака, имеют несколько аспектов: экономический, социальный, политический. Действительно, с экономической точки зрения бытовые услуги являются малорентабельными и не приносят высокого дохода ни предпринимателям, ни городским властям. Однако бытовые услуги традиционно являются социально ориентированными и имеют повседневный спрос у потребителей. Неудовлетворенность запросов на фоне дефицита услуг может повлечь за собой недовольство людей. Вот об этом почему-то никто не задумывается. 

Так как же быть с социальной ответственностью бизнеса после того, когда предпринимателей поставят в крайне жесткие условия? Кто окажется в ответе перед стариками? Как им смотреть  в глаза?

Исполнительный директор Региональной Ассоциации МультиСервиса
Михаил ПЕРЕСЛАВЦЕВ
multservis@mail.ru

Справочная информация
Приложение № 1

СПИСОК ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

Список составлен на основе:

ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ;

Указа Президента РФ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» от 15.10.1992 №1235;

Закона РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21.01.1993 №4328-1;

ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ;

Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1;

ФЗ от 26.11.1998 №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

Указа Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992 №431.

Список льготных категорий граждан
1.             Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий. Удостоверение инвалида о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981г. N 209.
2.             Участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий). Удостоверение участника войны, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978г. N 907, либо Удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 февраля 1981г. N 220, либо удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 мая 1985г. N 416, .либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999г. N 1122.
3.             Военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.                 Удостоверение участника войны, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978г. N 907, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999г. N 1122.
4.             Военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии.               
Те же документы.
5.             Лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии.             Удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 февраля 1981г. N 220, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999г. N 1122.
6.             Сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств.       Удостоверение участника войны, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978г. N 907, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999г. N 1122.
7.             Работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию.                Удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 февраля 1981г. N 220, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999г. N 1122.
8.             Военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года.                 Удостоверение участника войны, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978г. N 907, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999г. N 1122.
9.             Лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств.      Те же документы.
10.           Лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью "За оборону Ленинграда". Удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 мая 1985г. N 416, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999г. N 1122.
11.           Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).   Удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 30 апреля 1990г. N 440, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999г. N 1122.
12.           Нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.      Удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981г. N 209. Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", а также справка установленной формы о гибели военнослужащего.
13.           Родители погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; супруга (супруг) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак; супруга (супруг) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившая (не вступивший) в повторный брак; супруг (супруга) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившая (не вступивший) в повторный брак и проживающая (проживающий) одиноко.           Удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981г. N 209. Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", а также справка установленной формы о гибели военнослужащего.
14.           Члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).               Удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981г. N 209.
15.           Члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.                 Конкретный перечень документов законодательством не установлен. По общему правилу абонент должен предоставить удостоверение установленного образца.
16.           Члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.    Конкретный перечень документов законодательством не установлен. По общему правилу абонент должен предоставить удостоверение установленного образца.
17.           Проживающие на территории Российской Федерации бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий). Удостоверение, выданное территориальным органом социальной защиты населения в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 7 июля 1999г. N 21, а также справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая учреждениями государственной службы медико - социальной экспертизы (МСЭ).
18.           Остальные бывшие несовершеннолетние узники фашизма.              Удостоверение, выданное территориальным органом социальной защиты населения в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 7 июля 1999г. N 21.
19.           Лица, ставшие инвалидами вследствие участия в следующих боевых действиях: Боевые действия в Алжире: 1962 - 1964 годы; Боевые действия в Египте (Объединенная Арабская Республика): с октября 1962 года по март 1963 года; июнь 1967 года; 1968 год; с марта 1969 года по июль 1972 года; с октября 1973 года по март 1974 года; с июня 1974 года по февраль 1975 года (для личного состава тральщиков Черноморского и Тихоокеанского флотов, участвовавших в разминировании зоны Суэцкого канала); Боевые действия в Йеменской Арабской Республике: с октября 1962 года по март 1963 года; с ноября 1967 года по декабрь 1969 года; Боевые действия во Вьетнаме: с января 1961 года по декабрь 1974 года, в том числе для личного состава разведывательных кораблей Тихоокеанского флота, решавших задачи боевой службы в Южно-Китайском море; Боевые действия в Сирии: июнь 1967 года; март - июль 1970 года; сентябрь - ноябрь 1972 года; октябрь 1973 года; Боевые действия в Анголе: с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года; Боевые действия в Мозамбике: 1967 - 1969 годы; с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года; с марта 1984 года по апрель 1987 года; Боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 года по ноябрь 1979 года; Боевые действия в Афганистане: с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года; Боевые действия в Камбодже: апрель - декабрь 1970 года; Боевые действия в Бангладеш: 1972 - 1973 годы (для личного состава кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота СССР); Боевые действия в Лаосе: с января 1960 года по декабрь 1963 года; с августа 1964 года по ноябрь 1968 года; с ноября 1969 года по декабрь 1970 года Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 года; Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.        Удостоверение инвалида о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981г. N 209.
20.           Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта.       Конкретный перечень документов законодательством не установлен. По общему правилу абонент должен предоставить удостоверение установленного образца и медицинскую справку об инвалидности.
21.           Члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Конкретный перечень документов законодательством не установлен. По общему правилу абонент должен предоставить удостоверение установленного образца.
22.           Ставшие инвалидами военнослужащие, а также лица рядового и начальствующего состава, курсанты и слушатели учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющие и выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.         Конкретный перечень документов законодательством не установлен. По общему правилу абонент должен предоставить удостоверение установленного образца.
23.           Труженики тыла.           Удостоверение участника войны, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978г. N 907, либо удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999г. N 1122.
24.           Инвалиды I группы.     Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30.03.2004 №41.
25.           Инвалиды II группы.    Тот же документ.
26.          Инвалиды III группы. Тот же документ.
27.           Ребенок-инвалид.        Тот же документ.
28.           Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданное в соответствии с Приказом МЧС России, Минтруда России, Минфина России от 29 февраля 2000г. N 114/66/23н. Основанием для предоставления права на льготы может служить специальное удостоверение единого образца, выдаваемое органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения либо выехавшим в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации, в котором указаны сроки пребывания в зонах радиоактивного загрязнения.
29.           Граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.            Те же документы.
30.           Военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходившие (проходящих) службу в зоне отчуждения.        
 Те же документы.
31.           Граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения либо выехавшие в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации.              Те же документы.
32.           Граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 - 1958 и в 1959 - 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 и в 1957 - 1962 годах.   Удостоверение единого образца, выданное в соответствии с Приказом МЧС России от 24 апреля 2000г. N 229.
33.           Граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащие, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированных в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.              Тот же документ.
34.           Многодетные семьи. 
35.           Ветераны военной службы.    Удостоверение ветерана военной службы, выданное государственным органом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.04.1995 №423.
36.           Ветераны государственной службы. Конкретный перечень документов законодательством не установлен. По общему правилу абонент должен предоставить удостоверение установленного образца.
37.           Ветераны труда.            Удостоверение ветерана труда, выданное государственным органом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.04.1995 №423.

 
 
 
 

Новости

 
 
 
 
 
 
 
 

Кто  на сайте

Сейчас 43 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша  фонотека

Песня "На урале"

{s5_mp3}na-urale.mp3{/s5_mp3}

Стихотворение "Казаки"

{s5_mp3}Natalia-zhalinina-kazaki.mp3{/s5_mp3}

Песня "Любо"

{s5_mp3}stih3.mp3{/s5_mp3}