Розы и шипы
Ногайцы, чьи предки сюда намного раньше прикочевали, с новыми соседями дружбы водить поначалу не думали, а вот кой-чем поживиться наведывались. Но и те в долгу не оставались. Вот Варениковское раньше называлось Яман (в переводе с ногайского - плохой). Нынешнее название село получило в советские годы - в честь какого-ко комсомольца Варенникова. Но на географической карте Степновского района только одна революционная «отметина». Названия сел здесь красивые. До революции люди, обживавшие этот уголок плодородной степной земли, дали своим селам царские имена: Романовская и Ольгино. Правда, первое после революции переименовали в Зеленую Рощу, а второе так и носит имя великой княгини Ольги. Не разобрались в «царском происхождении» названия товарищи большевики.
Сто лет назад на этой благодатной земле растили не только хлеб, но и розы - сохранились исторические свидетельства, что здешний сорт роз даже в Париже ценился. Его шиповником прививали...
Сейчас на востоке Ставрополья не о розах - о шипах зачастую говорить приходится. Да о земле, которую нужно бы поберечь. Чтоб не осталась она, кормилица, только в воспоминаниях, как те дореволюционные цветы. Причин тому много: это и печальное лидерство Ставропольского края по количеству обанкроченных сельхозпредприятий, несовершенство законодательства, позволявшего в течение длительного времени относиться к земле как к предмету торга. Все это влечет за собой невеселые последствия: арбитражные суды тонут в исках по земельным вопросам, сами земельные разногласия зачастую не укладываются только в плоскость споров между хозяйствующими субъектами. На Ставрополье в этих спорах в подавляющем большинстве случаев поверх бытовой основы неотвратимо проявляется национальная составляющая. Но, как бы ни цинично применительно к вышесказанному это звучало, нет худа без добра. В этой обстановке стабильной напряженности (коей она остается последние 20 с лишним лет) в Степновском районе сформировалось и саморганизовалось очень сильное казачье общество. Многие говорят, самое сильное в Терском войске.
И что удивительно, глубинных своих корней казаки здесь зачастую и не знают. Скажем, некоторые помнят, что предки их прибыли на юг России аж из Архангельской губернии, но кто они были, чем жили, не скажут. Реликвий, веками в семьях хранимых, здесь нет. Вот получается, что именно они, нынешние степновские казаки, начали здесь свою казачью историю, а живет тем не менее Степновское общество по веками сложившимся казачьим канонам. Детей с малолетства работать на земле приучают, старших уважать. А семьи большей частью многодетные. Иного спросишь - детишек, мол, у вас много, а он мнется: «Да нет, - говорит смущенно, - всего трое». Ну, понятно, когда у соседей пятеро, семеро, а то и все десять, семья с тремя чадами кажется малочисленной. А что касается семейных порядков, то в качестве примера - маленький штрих. В гости к степновцам меня вез местный парень - племянник районного атамана - дюжий двухметровый хлопец лет 22-23.
В дороге спокойно курил, а на въезде в Зеленую Рощу, завидев издали на дороге какого-то парня, скомкал в пепельнице только что начатую сигарету.
-Это мой старший брат, - объяснил он.
- И что - брат не знает, что ты куришь?
- Знает, и сам смолит, но при отце тоже никогда сигарету не возьмет. У нас младший в присутствии старшего никогда не закурит.
Вот как. У степновских казаков с дисциплиной вообще строго - и в семьях, и в самом обществе. Иногда гости, впервые попадая на районные и станичные казачьи праздники, искренне удивляются: как так - самогонки на столах нет. А вот так: на иных торжествах станичники наполнят домашним вином чарки - один раз, второй и третий. Чтоб песни послушать, да попеть, на пляску казачью полюбоваться и самим сплясать, напиваться вовсе не надо. А зачастую и вовсе без спиртного обходятся... Ну, в семье не без урода, конечно. Но если у какого казака случается запой, лечат его радикальным старым казачьим методом - ногайкой. Пьянству тут - в прямом смысле - бой.
Правило «в походе - сухой закон», действует в постоянном режиме. Периоды бывают такие, что иной день по напряженности можно приравнять к походу. Собственно, на этом Степновское казачье общество и строилось, и формировалось.
Выстоять и выжить
Вот уж больше 20 лет прошло, а в Зеленой Роще до сих пор вспоминают, как привез фермер Иван Уваров из Зеленокумска листовку Союза казаков России, где говорилось о возрождении казачества, о формировании в городах и станицах казачьих обществ, которые, объединившись, смогут и землю пахать, и защищать ее, родимую, от всех посягательств.
Вот и образовали братья Уваровы, их школьный друг Юрий Брызгалин да еще несколько человек первичное казачье обществом. Просто увидели они в этом чуть ли не спасение. Тогда, в начале 90-х, их родное село с очень подходящим ему названием менялось стремительно: коренные жители подавались в другие края искать лучшей доли и заработка, в их дома поселялись новые жильцы, всю жизнь прожившие вроде и в соседней республике, но по своим правилам и канонам. Они привели с собой отары овец, которые естественно не помещались на подворьях. И даже на центральной улице вдруг появились загоны для скота... Тут было все, что обычно бывает в периоды такой резкой смены этнобаланса - и демонстративно-вызывающее поведение, и не менее демонстративный криминал, и откровенные провокации. Местные парни не робкого десятка, да вот только одному, вдвоем или даже впятером трудно было противостоять многочисленным новым соседям с их не менее многочисленными родственниками, которые вроде бы и жили за административной границей Ставрополья, но оказывались здесь по первому зову. К моменту начала возрождения казачества местные жители уже прекрасно понимали, что поодиночке им тут не выстоять и не выжить. А вступление в казачество давало возможность получить землю.
- Слышали поговорку: «Казак без воли не казак? - лукаво улыбается заместитель атамана районного общества Виктор Жигалкин. - А самая тяжелая неволя - это бедность. Так что если хочешь быть вольным - ты не должен быть бедным.
Ох и нелегко пришлось им в первое время. Все нехитрые доходы казаки направляли только на развитие производства, да еще - на бензин для своей разбитой машиненки - надо ведь было как-то до поля добираться... Семейный рацион тоже был совсем небогатый - хлеб, огурцы да картошка.
Сейчас, когда в Степновском казачьем обществе много крупных фермеров с сотнями, а иные - и с тысячами гектаров земли, с животноводческими фермами, о том полуголодном времени казаки вспоминают с улыбкой.
Волю свою казаки Степновского общества завоевали - и в переносном смысле, и в буквальном. С 2001-го по 2004-й боролись с тогдашним районным главой, поставившим на поток торговлю землей в пользу жителей все той же соседней республики (у коренных жителей тогда даже заявки на проведения торгов не принимали). Палаточный лагерь разбивали у администрации, голодовку объявляли, и добились все-таки его отставки с поста. Правда, очень дорогую цену за эту победу заплатили - парень у них погиб...
В 2008-м выиграли длительную судебную тяжбу, отвоевав у так называемых инвесторов, обанкротивших колхоз в Ольгинской, почти 3 тысячи гектаров земли и обеспечили работой порядка 70 человек.
Сейчас ведут такую же борьбу за землю в Соломенском. Оно ведь как бывает - разорится колхоз или разорят его искусственно, инвестор имущество с молотка пускает, а из земли начинает выкачивать все соки. Ему для получения сверхприбыли много рабочих рук не нужно. Пригонит импортную технику, посадит на нее своих людей. А колхозники без работы остаются. Вот и уезжают люди - семьи-то кормить надо. Отсутствие работы - основная причина оттока русского населения с востока края. Так что сохранение земли за казачьими обществами для Ставрополья - не просто экономическая, но и стратегическая задача.
Что ни задача, то стратегическая
А вообще-то у здешних казаков что ни задача, то стратегическая. В 2010-м открылась в Зеленой Роще новая школа. Директор Елена Брызгалина специально провела для меня экскурсию, показывала новые компьютерные классы, удобные парты. А ведь если б не казаки, никакой бы школы у Зеленой Роще уже бы и не было, и больше сотни ребятишек вынуждены были бы учиться за несколько километров в Ольгинской школе. Таково было неожиданное решение краевых властей. Мол, нельзя детям больше в таком сарае учиться. Старенькая школа и правда была похожа на обветшалую дворовую постройку. Только вот «заботливые» чиновники, видать надеялись, что многотерпеливые селяне не решатся спросить, куда это делись миллионы, выделенные из краевого бюджета на строительство новой школы в Зеленой Роще, которые не только поступили, но и начали было осваиваться. Целую рощицу выкорчевали, освобождая место для стройплощадки. Котлован вырыли... Напрасно господа чиновники надеялись на «молчание ягнят». Казаки эти вопросы сформулировали во всех инстанциях, включая федеральные. Да так убедительно, что школу в этом небольшом селе Степновского района отстроили - почти как олимпийский объект в Сочи - в рекордно короткие сроки.
- А как можно было школу не отстоять? - говорит атаман Степновского районного общества Сергей Уваров. - Если не будет в селе школы, не будет в скором времени и самого села. И правильно, что школа отстроена «на вырост». Сейчас сто учеников, а через год-другой больше будет. Ведь в Зеленой Роще и Варениковском детские сады переполнены, в них, как в городе - очередь на два года вперед.
Действительно, ребятишек в этих селах прибывает, причем не благодаря миграции
«А как же приезжие?» - спросите вы. У тех, кто соблюдает добрососедские отношения, никаких проблем не возникает. Это на примере той же Зеленой Рощи можно проследить. А несколько десятков неуживчивых соседей, пытавшихся устанавливать здесь свои порядки, были вынуждены отбыть восвояси. Конституция, на которую в подобных случаях часто ссылаются, конечно, гарантирует гражданам РФ свободу передвижения и выбор места жительства. Но тот же Основной Закон РФ гласит: «Исполнение прав и свобод одних лиц не должно нарушать прав и свобод других лиц». Вот в Зеленой Роще стараниями казаков претворены в жизнь как раз оба эти конституционных положения. Кто работает и живет мирно, с интересами соседей считается, к тому относятся с должным уважением. И разговора не возникает, кто коренной, кто не коренной.
- Однажды, - рассказывает Юрий Брызгалин, - соседи-дагестанцы на сторону казаков встали. Приехали как-то так называемые «гости», пытались права «покачать». Так женщина-дагестанка стала между ними и атаманом: уезжайте, говорит, отсюда. Нам здесь жить! Не ссорьте нас с соседями!
Если люди достойные, казаки с ними никогда ссориться не будут, так что по национальному признаку тут людей не определяют. В обществе создан малый казачий круг, где мальчишки постигают азы казачьей службы и основы казачьего самоуправления. Так вот атаманом малого круга казачата избрали Раджика Даудова, даргинца.
Ребятам повезло - у них есть замечательный наставник Дмитрий Ивахин, он и о славной истории Отечества и казачества им рассказывает, и к службе готовит. Казачье общество даже специальную площадку для стрельб оборудовало. А вот любовь к казачьей песне им другой чудесный человек привил - Юрий Жилин, светлая ему память. Народная песня была его жизнью. Теперь эта жизнь в созданном им казачьем хоре продолжается.
В памяти людей продолжается и жизнь безвременно ушедшего атамана села Сергея Уварова, и жизни погибших бойцов легендарного Ермоловского батальона, в котором служили и степновцы.
И людей, и судеб интересных здесь очень много. О каждом можно не только отдельный материал - книгу написать. Чего стоит, например, зам атамана Жигалкин с его семейством. У Виктора Васильевича детей семеро, а внуков уже девятнадцать. Старший сын отца уже обогнал - 10 ребятишек воспитывает мал мала меньше. И все Жигалкины - фермеры, с родной земли никуда уезжать не собираются, потому что с детства впитали, что земля - она действительно кормилица. А еще - она просто Родина, которую оставлять нельзя.
Ее и не оставляют. В хорошую погоду, проезжая по проселочной дороге в степи, издалека видишь золотые купола. В двух селах - Варениковском и Зеленой Роще - казаки возводят храмы в честь Георгия Победоносца.
Елена ПАВЛОВА
Ставрополь.
Специально для журнала «Казаки»